Что включает в себя понятие специальная оценка условий труда

Специальная Оценка Условий труда

Понятие Специальная Оценка Условий труда

Спецоценка труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работника. По результатам специальной оценки труда устанавливаются классы и подклассы условий труда на рабочих местах. С 1 января 2014 года вместо аттестации рабочих мест по условиям труда нужно проводить специальная оценка условий труда. Т.е. с этого времени процедура аттестации отменена, а оценка условий труда на рабочих местах в целях, предусмотренных трудовым законодательством, может осуществляться только в форме специальной оценки условий труда. Хотя результаты аттестации рабочих мест, проведенных до 2014 года, являются действительными как оценка труда [21].

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н. Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н. В общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда рабочих нужно провести внепланово) [21].

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п.1 ст.3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

реклама здесь 1

По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п.2 ст.3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ) [21].

Согласно пункта 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ специальная оценка условий труда не проводится в отношении:

работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться федеральными и региональными законами, другими нормативно-правовыми актами (п.4 ст.3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).

Если даже сотрудники постоянно работают на территории заказчика, а не на территории предприятия, организации, все равно необходимо проводить оценку труда, потому что данная категория сотрудников не поименована в перечне работников, в отношении которых проводить специальную оценку условий труда не требуется. А перечень закрытый. Поэтому провести такую оценку надо, причем сделать это должен любой работодатель, без исключений (п.2 ст.8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Иначе, не проведя же специальную оценку труда в отношении таких сотрудников, организация нарушит требования трудового законодательства. За это может грозить административная ответственность.

Специальную оценку условий труда рабочих обязаны проводить все работодатели, а также Индивидуальные предприниматели ИП, принявшие на работу сотрудников.

Предприниматели без наемного персонала не являются работодателями, поэтому проводить спецоценку им не нужно. Но как только в штате появится хотя бы один сотрудник, предпринимателю придется организовать специальную оценку вновь созданного рабочего места.

реклама здесь 2

Физические лица без статуса ИП, нанявшие работников, спецоценку не проводят.

Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:

она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;

в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;

аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;

в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей;

врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;

в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.

Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ [19, c.226].

Специальная оценка условий труда.

Специальная оценка условий труда - это единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных гигиенических нормативов условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

В настоящее время обязанность проведения работодателем специальной оценки условий труда определена ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда». Специальная оценка условий труда (СОУТ) была введена с 1 января 2014 года взамен аттестации рабочих мест (АРМ).

Специальная оценка условий труда осуществляется в целях:

- выявления и идентификации опасностей на рабочих местах;

- оценки соответствия условий труда на рабочих местах требованиям охраны труда;

- мониторинга условий труда на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда;

- установление работникам, занятым на рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, предусмотренным трудовым законодательством;

- освобождения работодателей от уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации по дополнительным тарифам.

Результаты проведения специальной оценки условий труда применяются для:

- разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;

- информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;

- обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;

- осуществления контроля за состоянием условий труда на рабочих местах;

- организации обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников;

- установления работникам гарантий и компенсаций;

- установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;

- расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- подготовки статистической отчетности об условиях труда;

- решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследования несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обеспечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;

- определения видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;

- принятия решения об установлении предусмотренных трудовым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;

- оценки уровней профессиональных рисков и иных целей, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Идентификация потенциально вредных и опасных факторов производственной среды и трудового процесса подразумевает в себе сопоставление и установление совпадения имеющихся факторов на рабочих местах с факторами, предусмотренными классификатором вредных и опасных производственных факторов.

Идентификация проводится экспертом по СОУТ на всех рабочих местах. Не проводится только в отношении рабочих мест, которые по результатам АРМ были признаны вредными или опасными и в отношении рабочих мест «списочников» (работников, чьи профессии относятся к Спискам № 1 и № 2 на гарантии и компенсации). Для этой группы рабочих мест и для рабочих местах, на которых были идентифицированы ОВПФ, проводятся инструментальные замеры, при которых определяется уровень воздействия на работника и устанавливается класс условий труда.

СОУТ подлежат все рабочие места, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые вступили в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Периодичность проведения оценки остается прежней - 1 раз в 5 лет, кроме рабочих мест, которые по результатам получили положительную оценку. Для них предусмотрено декларирование, т.е. подтверждение соответствия условий труда государственным нормативам в области ОТ.

Решение о декларировании принимает эксперт по спецоценке на основе анализа, проведенного в ходе идентификации факторов. Работодатель же, оформив декларацию по установленной форме, обязан передать ее в Минтруд. Срок действия документа - пять лет, который автоматически продлевается без проведения каких-либо исследований, если на рабочих местах не происходит несчастных случаев и профзаболеваний.

Внеплановая СОУТ проводится в течение шести месяцев с момента наступления следующих обстоятельств:

1) в случае ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

2) при несчастных случаях или по требованию профсоюзной организации или ГИТ;

3) по результатам государственной экспертизы условий труда, проведенной в целях оценки качества проведения СОУТ;

4) в случае выполнения мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, а также мероприятий по улучшению условий труда;

5) в случаях замены производственного оборудования, изменения технологического процесса, изменения средств коллективной защиты.

При этом для каждого рабочего места оформляется новая карта СОУТ с учетом изменений и дополнений. Результаты повторной СОУТ оформляются соответствующими протоколами, при этом заполняется новая карта СОУТ или вносятся изменения в карту СОУТ, оформленную ранее. Вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию, но не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Результаты СОУТ являются основой для создания банка данных существующих условий труда на уровне организации, района, города, региона, республики. Информация о результатах СОУТ доводится до сведения работников организации. Документы СОУТ являются материалами строгой отчетности и подлежат хранению в течение 45 лет.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.04.2003 № 244 «Об утверждении Положения о проведении Государственной экспертизы условий труда в Российской Федерации» государственный контроль за качеством проведения СОУТ возложен на органы Гострудинспекции и Государственной экспертизы условий труда в РФ. Ответственность за проведение СОУТ несет руководитель организации.

Нормативной основой проведения СОУТ являются:

- Р 2.2.2006-05 «Гигиенические критерии оценки и классифи­кация условий труда по показателям вредности и опасности фак­торов производственной среды, тяжести и напряженности трудо­вого процесса»;

- Санитарные нормы и правила, гигиенические нормативы;

- Типовые отраслевые нормы бесплатной выдачи рабочим и служащим специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденные постановлением Минтруда РФ с последующими изменениями и дополнениями;

- Список производств, цехов, профессий и должностей с вред­ными условиями труда, работа в которых дает право на дополни­тельный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный по­становлением Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 25.17.74 г. № 298/ П-22, с последующими изменениями и дополнениями;

- Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должнос­тей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспе­чение, утвержденные постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.91 г. № 10 и введенные в действие на территории России с 01.01.92 г. постановлением Совета Министров РСФСР от 02.10.91 г. № 517 (с последующими дополнениями и разъяснениями);

- Нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.

Для организации и проведения СОУТ издается соответствующий приказ, создается аттестацион­ная комиссия предприятия, определяются сроки и график прове­дения работ по аттестации.

При этом в состав аттестационной комиссии организации включаются представители работодателя, специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут включаться руководители структурных подразделений организации, юристы, специалисты по кадрам, специалисты по труду и заработной плате, главные специалисты организации, медицинские работники и др.

Аттестующая организация – независимая организация, оказывающая услуги по аттестации рабочих мест по условиям труда сторонним организациям, имеющая в своем составе лабораторию, аккредитованную в установленном порядке на право проведения измерений и оценки вредных факторов рабочей среды и трудового процесса, оценки травмобезопасности рабочих мест, оценки обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты. Аттестующая организация должна быть независима (не аффилированна) по отношению к организации, в которой проводится аттестация рабочих мест.

Перечень услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правила аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда». Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда включено в соответствующий перечень услуг.

Специальная оценка условий труда - Словарь финансовых и юридических терминов

В данной версии словаря содержатся только термины, определения которых даны в нормативно–правовых актах. Например, определение термина «налог» приводится в Налоговом кодексе РФ, именно оно использовано в cловаре. Словарь регулярно пополняется новыми терминами.

Специальная оценка условий труда:

". 1. Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. "

Извлечение из документа:

Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ(ред. от 01.05.2016) "О специальной оценке условий труда"

См. также полную версию словаря в системе КонсультантПлюс (дополнительно содержит термины, широко используемые в деловом обороте)

Понятие и цели специальной оценки условий труда

Понятие специальной оценки условий труда (СОУТ)

Специальная оценка условий труда (СОУТ) является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудово­го процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом от­клонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Цели специальной оценки условий труда (СОУТ)

Как сказано в ст. 7 Федерального закона от 23.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон о специальной оценке условий труда), результаты проведения специальной оценки условий труда могут применяться:

  • для разработки и реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда работников;
  • информирования работников об условиях труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов и о полагающихся работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантиях и компенсациях;
  • обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, а также оснащения рабочих мест средствами коллективной защиты;
  • осуществления контроля за состоянием условий труда па ра­бочих местах;
  • организации в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников;
  • установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом РФ гарантий и компенсаций;
  • установления дополнительного тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд РФ с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте;
  • расчета скидок (надбавок) к страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • обоснования финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда, в том числе за счет средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • подготовки статистической отчетности об условиях труда;
  • решения вопроса о связи возникших у работников заболеваний с воздействием на работников на их рабочих местах вредных и (или) опасных производственных факторов, а также расследо­вания несчастных случаев па производстве и профессиональных заболеваний;
  • рассмотрения и урегулирования разногласий, связанных с обе­спечением безопасных условий труда, между работниками и работодателем и (или) их представителями;
  • определения в случаях, установленных федеральными зако­нами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, и с учетом государственных нормативных требований охраны труда видов санитарно-бытового обслуживания и медицинского обеспечения работников, их объема и условий их предоставления;
  • принятия решения об установлении предусмотренных трудо­вым законодательством ограничений для отдельных категорий работников;
  • оценки уровней профессиональных рисков;
  • иных целей, предусмотренных федеральными законами и ины­ми нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Специальная оценка условий труда: что это такое и как ее проводить (Иванова Е.)

Дата размещения статьи: 22.09.2015

Что включает в себя понятие специальная оценка условий труда

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" (далее - Закон N 426-ФЗ) ввел новую для работодателя процедуру - специальную оценку условий труда, которая пришла на смену аттестации рабочих мест. То есть с момента вступления Закона в силу, а именно с 1 января 2014 г., вместо аттестации рабочих мест работодатель должен проводить специальную оценку условий труда.

Понятие специальной оценки труда

Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (ч. 1 ст. 3 Закона N 426-ФЗ).
Вследствие проведения специальной оценки труда:
- работники обеспечиваются средствами индивидуальной и коллективной защиты;
- устанавливаются предусмотренные ТК РФ гарантии и компенсации для сотрудников;
- проводятся предварительные и периодические медосмотры;
- устанавливается дополнительный тариф взносов в ПФР;
- рассчитывается скидка (надбавка) к страховому тарифу взносов на травматизм;
- подготавливается статистическая отчетность об условиях труда.
Специальная оценка проводится в отношении условий труда (рабочих мест) всех сотрудников. Однако специальной оценке труда не подлежат условия труда (ч. 3 ст. 3 Закона N 426-ФЗ):
- надомников;
- дистанционных работников;
- сотрудников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Кто проводит специальную оценку труда?

Организовать и оплатить специальную оценку, как ранее и аттестацию рабочих мест, должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом сама оценка проводится совместно работодателем и специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона N 426-ФЗ).
При выборе такой организации работодателю следует учитывать требования, предъявляемые Законом к специализированным организациям, а именно требования ст. ст. 19 и 22 Закона N 426-ФЗ:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- организация должна быть аккредитована в порядке, предусмотренном Приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. N 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минтруда России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей, врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда рабочих мест устанавливается Правительством РФ.

Когда проводится специальная оценка труда?

Порядок для новой процедуры оценки условий труда прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда". Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н. Наряду с этим пока действуют и результаты аттестации рабочих мест, проведенной по правилам, установленным Приказом Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. N 342н.
Специальная оценка проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона N 426-ФЗ). При этом не имеет значения, выявлены ли в ходе оценки вредные и (или) опасные факторы. То есть, даже если они не выявлены, через пять лет процедуру нужно будет проводить вновь.
Надо отметить, что встречаются случаи, в которых необходимо провести специальную оценку ранее чем по прошествии пяти лет, то есть внепланово. Так, внеплановая оценка проводится, если (ч. 1 ст. 17 Закона N 426-ФЗ):
- в эксплуатацию вводятся вновь организованные рабочие места;
- работодатель получает предписания государственного инспектора труда о проведении такой оценки;
- изменяется технологический процесс, заменяется производственное оборудование, которое способно оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменяется состав применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия на работников;
- изменяются применяемые средства индивидуальной и коллективной защиты;
- произошел несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая, произошедшего по вине третьих лиц) или выявлено профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- есть мотивированное предложение первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении такой оценки.

Как проводится специальная оценка труда?

Специальная оценка труда проходит в несколько этапов.
1 этап. Создание специальной комиссии.
Работодатель должен издать приказ (распоряжение) в свободной форме, которым утвердит состав и порядок работы этой комиссии. Число членов комиссии должно быть нечетным. Возглавляет комиссию сам работодатель или его представитель. Помимо него в комиссию входят специалист по охране труда и представители выборного органа первичной профсоюзной организации (при наличии).
Комиссия определяет перечень рабочих мест и критерии оценки труда, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (ч. 5 - 7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ).

Общество с ограниченной ответственностью "Сиеста"
(ООО "Сиеста")
ПРИКАЗ
от 10 мая 2015 г. N 15

О создании комиссии по специальной оценке условий труда

В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", ст. 212 Трудового кодекса РФ и иными нормативно-правовыми актами и в целях организации выполнения работ по специальной оценке условий труда:

ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Для организации и проведения специальной оценки условий труда создать комиссию в следующем составе:
- Петров Алексей Викторович, заместитель генерального директора по общим вопросам - председатель комиссии, представитель работодателя;
- Емельянов Виктор Кириллович, инженер по охране труда;
- Голубева Александра Михайловна, делопроизводитель - член комиссии.
2. Комиссии в течение тридцати календарных дней со дня начала работ подготовить перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда.
3. Назначить Емельянова Виктора Кирилловича, инженера по охране труда, ответственным за соблюдение проведения измерений и оценок факторов производственной среды и трудового процесса требованиям нормативных правовых актов по специальной оценке условий труда.
4. Назначить Голубеву Александру Михайловну, делопроизводителя, ответственной за хранение материалов специальной оценки условий труда.

Генеральный директор ООО "Сиеста" Семенов Н.В. Семенов

2 этап. Утвердить график специальной оценки труда.
График утверждается приказом (распоряжением) работодателя, составленным в свободной форме (ч. 1 ст. 9 Закона N 426-ФЗ).
3 этап. Утвердить перечень рабочих мест, подлежащих оценке.
До начала выполнения оценки комиссия должна утвердить перечень рабочих мест, на которых она будет проводиться. В этом перечне должны быть указаны аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона N 426-ФЗ). При их выявлении специальная оценка условий труда проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона N 426-ФЗ). Обратите внимание, что аналогичными признаются рабочие места, если они отвечают в совокупности следующим условиям (ч. 6 ст. 9 Закона N 426-ФЗ):
- эти места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- на них сотрудники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, сырья;
- работающие на них сотрудники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.
4 этап. Наем специализированной организации, которая будет проводить оценку.
С выбранной специализированной организацией работодатель должен заключить гражданско-правовой договор.
5 этап. Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.
Под идентификацией понимается сопоставление имеющихся на рабочих местах факторов производственной среды и трудового процесса с факторами, предусмотренными Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов. Указанный Классификатор утвержден Минтрудом России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 1 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Надо отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ):
- рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки, с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
- рабочих мест, в связи с работой на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
- рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры, входящие в специальную оценку, в отношении указанных рабочих мест проводятся.
Итак, идентификация осуществляется экспертом специализированной организации, а ее результаты утверждаются комиссией, созданной работодателем (ч. 2 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то условия труда на нем признаются допустимыми и дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона). В отношении таких рабочих мест работодатель подает в территориальный орган Роструда декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда. Форма и порядок ее подачи должны быть установлены Минтрудом России (ч. 1 и 2 ст. 11 Закона). Указанная декларация действительна в течение пяти лет со дня утверждения отчета о специальной оценке. При этом срок ее действия может быть продлен на следующие пять лет, если с работником, занятым на задекларированном рабочем месте, не произошел несчастный случай на производстве и если у него не выявлено профессиональное заболевание (ч. 4, 5 и 7 ст. 11 Закона N 426-ФЗ).
Если же вредные и (или) опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
6 этап. Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов.
Повторимся: исследования и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов производятся в отношении всех оцениваемых рабочих мест, за исключением тех, по которым условия труда были признаны допустимыми. То есть исследованиям подлежат:
- рабочие места, на которых вредные и (или) опасные факторы выявлены по результатам идентификации;
- рабочие места, на которых идентификация не осуществляется (ч. 6 ст. 10 Закона N 426-ФЗ).
Во время специальной оценки условий труда исследуются вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса.
К факторам производственной среды относятся (ч. 1 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):
- физические факторы - аэрозоли, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, неионизирующие и ионизирующие излучения, параметры микроклимата, параметры световой среды;
- химические факторы - химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты);
- биологические факторы - микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в бактериальных препаратах, патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний.
А к факторам трудового процесса (ч. 2 ст. 13 Закона N 426-ФЗ):
- тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма работника;
- напряженность трудового процесса - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям и измерениям, формируется комиссией. Делается это исходя из (ч. 2 ст. 12 Закона N 426-ФЗ):
- государственных нормативных требований охраны труда;
- характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья;
- результатов ранее проводившихся исследований вредных и (или) опасных производственных факторов;
- предложений работников.
Непосредственные исследования (испытания) и измерения осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками специализированной организации (ч. 3 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
Результаты этих исследований оформляются протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. 6 ст. 12 Закона N 426-ФЗ).
По результатам исследований (испытаний) и измерений эксперт специализированной организации относит условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.
7 этап. Подведение итогов специальной оценки.
Специализированная организация составляет отчет о проведенной оценке. Указанный отчет подписывается всеми членами комиссии и утверждается ее председателем (ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Форма этого отчета и инструкция по его заполнению должны быть утверждены Минтрудом России (ч. 3 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
Обратите внимание, что указанный отчет составляется не только когда обнаружены вредные и (или) опасные факторы, но и когда условия труда на рабочих местах признаны допустимыми.
8 этап. Ознакомление сотрудников с результатами специальной оценки.
Работодатель обязан ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.
9 этап. Размещение информации о специальной оценке на официальном сайте работодателя.
При наличии официального сайта работодатель должен организовать размещение на нем сводных данных о результатах проведения оценки, а именно публиковать информацию:
- об установленных классах (подклассах) условий труда;
- о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона N 426-ФЗ).
10 этап. Передача результатов специальной оценки в уполномоченный орган.
Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки:
- до 1 января 2016 г. - в Роструд (ч. 3 ст. 28 Закона N 426-ФЗ);
- с 1 января 2016 г. - в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

Какие классы и подклассы условий труда существуют?

Напомним, что по результатам проведения специальной оценки устанавливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах (ч. 2 ст. 3 Закона N 426-ФЗ). Указанные классы и подклассы учитываются при определении размера дополнительного тарифа взносов в ПФР.
Итак, по степени вредности и (или) опасности условия труда подразделяются на четыре класса (ч. 1 ст. 14 Закона N 426-ФЗ):
- оптимальные - 1 класс;
- допустимые - 2 класс;
- вредные - 3 класс;
- опасные - 4 класс.
Оптимальными являются условия труда, при которых воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов отсутствует или уровни воздействия которых не превышают нормативов, установленных в качестве безопасных.
К допустимым относятся условия, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных факторов не превышают нормативов, а организм работника восстанавливается во время регламентированного отдыха или к началу следующего рабочего дня (смены).
Вредными признаются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают установленные нормативы. При этом вредные условия труда делятся на подклассы:
- подкласс 3.1 (вредные условия труда 1 степени) - условия, при которых для восстановления организма работника нужно больше времени, чем до начала следующего рабочего дня (смены);
- подкласс 3.2 (вредные условия труда 2 степени) - условия труда, которые приводят к начальным формам профессиональных заболеваний или профессиональным заболеваниям легкой степени тяжести (без потери профессиональной трудоспособности), возникающим после продолжительной экспозиции (пятнадцати и более лет);
- подкласс 3.3 (вредные условия труда 3 степени) - условия, которые приводят к появлению и развитию профессиональных заболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности;
- подкласс 3.4 (вредные условия труда 4 степени) - условия труда, которые способны привести к тяжелым формам профессиональных заболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Обратите внимание: если работники, занятые на местах с вредными условиями труда, применяют эффективные средства индивидуальной защиты, то класс (подкласс) может быть снижен на одну степень. Это может сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда на основании заключения эксперта организации, проводящей такую оценку (ч. 6 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Кроме того, по согласованию с территориальным органом Роспотребнадзора допускается снижение класса (подкласса) более чем на одну степень (ч. 7 ст. 14 Закона N 426-ФЗ). Порядок снижения классов (подклассов) осуществляется в соответствии с методикой, утвержденной Минтрудом по согласованию с Роспотребнадзором и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. В настоящий момент эта методика не разработана.
И, наконец, к опасным условиям труда относятся такие, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности.

Ответственность за непроведение специальной оценки условий труда в 2015 году

Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. В 2015 г. административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда установлена ст. 5.27 КоАП РФ. Но основании этой статьи работодателя могут наказать в том числе за непроведение специальной оценки условий труда:
- организации - штрафом от 30 до 50 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- индивидуальных предпринимателей - штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или приостановлением деятельности до 90 суток;
- должностных лиц организации - штрафом от 1 до 5 тыс. руб. или дисквалификацией от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).
С 1 января 2015 г. в КоАП РФ добавляется новая ст. 5.27.1 КоАП РФ, которая прямо устанавливает ответственность за нарушение работодателем порядка проведения специальной оценки условий труда или ее непроведение:
- организацией - предупреждение; штраф от 60 до 80 тыс. руб.; штраф от 100 до 200 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- индивидуальным предпринимателем - предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или приостановление деятельности до 90 суток (при повторном нарушении);
- должностными лицами - предупреждение; штраф от 5 до 10 тыс. руб.; штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет (при повторном нарушении).

Методика проведения специальной оценки условий труда

Методика проведения специальной оценки условий труда утверждена Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н (далее - Методика). Она устанавливает требования к процедурам, которые должна выполнить специализированная организация, оказывающая услуги по проведению специальной оценки условий труда. Согласно ч. I Методики к таким процедурам относятся:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. II Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н). Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов приводится в Приложении 2 к Приказу Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н;
- исследования (испытания, измерения) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. III Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведенных исследований (испытаний, измерений) вредных и (или) опасных производственных факторов (ч. IV Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н);
- оформление результатов проведения спецоценки (ч. V Методики, утвержденной Приказом Минтруда России от 24 января 2014 г. N 33н).
По итогам проверки в определенных случаях работодатели должны задекларировать, что их рабочие места соответствуют установленным правилам и нормам и не являются вредными и опасными для сотрудников. То есть если на этапе идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов (смотрите выше этапы проведения спецоценки условий труда) не выявлено их наличие, то потребуется оформить декларацию соответствия условий труда (ч. 1 ст. 11 Закона N 426-ФЗ). Форма декларации оценки труда и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. N 80н, который начал действовать с 8 июня 2014 г.
Если же при установлении по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах оптимальных и допустимых условий труда (1 и 2 классов соответственно) декларирование соответствия условий труда государственным нормативным требованиям не осуществляется (Письмо Минтруда России), то в соответствии со ст. 7 Закона от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.

Понятие и содержание специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда заключается в том, что приглашенная работодателем независимая специализированная организация проводит анализ состояния условий труда на заранее определенных рабочих местах с целью выявления на них вредных и (или) опасных производственных факторов, оценки уровня их воздействия на работника и определения степени отклонения полученных значений от установленных нормативов, а также с целью оценки эффективности применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 г. №426-ФЗ; далее – Закон №426-ФЗ).

Суть специальной оценки условий труда

Вредными и опасными условиями труда в силу ст. 209 ТК РФ признают совокупность производственных факторов, воздействие которых на работника может привести к заболеванию или травме.

Если на рабочих местах выявлены вредные и (или) опасные факторы, эксперты специализированной организации проводят инструментальные замеры для определения уровня влияния этих факторов на работников и установления класса условий труда (ч. 2 ст. 3, ч. 5 ст. 10 Закона №426-ФЗ). Условия труда подразделяются на четыре класса – оптимальные, допустимые, вредные и опасные (ч. 1-5 ст. 14 Закона №426-ФЗ).

От того, к какому классу условий труда относится рабочее место, зависит сумма дополнительного страхового тарифа, которую работодателю нужно вносить в ПФР за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ). Чем лучше условия труда, тем меньше размер отчислений.

Класс условий труда влияет также на уровень гарантий и компенсаций, предоставляемых работникам, занятым во вредном и (или) опасном производстве (например, дополнительный ежегодный отпуск (ч. 1 ст. 117 ТК РФ), сокращенная продолжительность рабочего времени (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ), повышенный размер оплаты труда (ч. 1 ст. 147 ТК РФ)).

Все рабочие места, на которых выявлены вредные и (или) опасные производственные факторы, каждые пять лет подлежат повторной процедуре специальной оценки (ч. 4 ст. 8 Закона №426-ФЗ), что увеличивает расходы работодателя.

Улучшение условий труда и снижение вредных и (или) опасных факторов ведет к уменьшению дополнительного тарифа (может опустить его даже до нуля), снижает размер компенсационных выплат и иных гарантий льготной категории работников, а значит, уменьшает издержки работодателя.

Если на рабочих местах не выявлены вредные и (или) опасные факторы, никакие измерения и исследования не проводятся, а соответствие рабочих мест установленным нормативам фиксируется в декларации соответствия, которую работодатель подает в ГИТ по месту своего нахождения (ч. 4 ст. 10, ч. 1 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Если в дальнейшем на этих рабочих местах безопасные условия труда сохраняются, то срок действия декларации автоматически продлевается каждые пять лет (ч. 7 ст. 11 Закона №426-ФЗ). Это минимизирует дополнительные затраты работодателя (как временные, так и материальные), связанные с периодичностью проведения специальной оценки.

Рабочие места, на которых проводится специальная оценка условий труда

Рабочим признается место, в котором работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя (ч. 6 ст. 209 ТК РФ).

Специальная оценка в порядке, установленном Законом №426-ФЗ, проводится на рабочих местах всех сотрудников, за исключением (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ о государственной гражданской службе и о муниципальной службе (ч. 4 ст. 3 Закона №426-ФЗ).

Кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 27 Закона №426-ФЗ уполномоченный Правительством РФ федеральный орган исполнительной власти должен установить особенности проведения специальной оценки на рабочих местах, указанных в ч. 7 ст. 9 Закона №426-ФЗ, а именно в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности. Перечень этих рабочих мест утвержден Постановлением Правительства РФ от 14.04.2014 г. №290. Минтруду России поручено в срок до 01.01.2015 г. утвердить особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах, включенных в указанный Перечень (п. 2 Постановления Правительства РФ от 14.04.2014 г. №290).

Частью 7 ст. 9 Закона №426-ФЗ предусмотрено, что особенности должны быть установлены также в том случае, если выполнение работ по проведению спецоценки условий труда на рабочих местах создает или может создать угрозу жизни или здоровью работника, членов комиссии, других лиц.

До установления таких особенностей спецоценка проводится в общем порядке, предусмотренном Законом №426-ФЗ (ч. 5 ст. 27 Закона №426-ФЗ).

До начала специальной оценки комиссия, созданная работодателем для проведения такого мероприятия, утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться оценка, включая аналогичные рабочие места (ч. 5 ст. 9 Закона №426-ФЗ). Аналогичные рабочие места характеризуются совокупностью следующих признаков (ч. 6 ст. 9 Закона №426-ФЗ):

– оснащены одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
– находятся в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);

– трудятся по одной и той же профессии, специальности, занимают одну должность;
– выполняют одни и те же трудовые функции при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме рабочего времени;
– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье;
– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Специальная оценка проводится в отношении каждого рабочего места из перечня. На аналогичных рабочих местах – в отношении только 20 процентов от общего числа таких мест (но не меньше двух мест). При этом результаты оценки распространяются на все аналогичные рабочие места (ч. 1 ст. 16 Закона №426-ФЗ).

Вопрос: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, аттестация которых была проведена до 01.01.2014 г. (даты введения спецоценки)?

Ответ: Не нужно, если срок действия результатов проведенной аттестации не истек.

Обоснование: Если до 01.01.2014 г. рабочие места были аттестованы, то специальная оценка в отношении условий труда на таких рабочих местах проводится по истечении пяти лет со дня завершения аттестации (утверждения отчета об аттестации). Исключением является возникновение обстоятельств, при которых необходимо проведение внеплановой оценки (ч. 4 ст. 27, ч. 1 ст. 17 Закона №426-ФЗ).

Результаты проведенной до 01.01.2014 г. аттестации рабочих мест действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 31.12.2018 г. включительно. В течение указанного периода они применяются при определении размера дополнительных страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, установленного ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 г. №212-ФЗ (далее – Закон №212-ФЗ), в отношении рабочих мест, условия труда на которых признаны вредными и (или) опасными (ч. 4 ст. 27 Закона №426-ФЗ, ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 г. №421-ФЗ, письмо Минтруда России от 21.03.2014 г. №15-1/В-298). При этом на основании результатов аттестации учитывается только вредный или опасный класс (подкласс) условий труда, установленный в результате оценки соответствия условий труда нормам условий труда (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-1579).

При желании работодатель может провести специальную оценку до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации (ч. 4 ст. 27 Закона №426-ФЗ).

Вопрос: Нужно ли проводить специальную оценку условий труда на рабочих местах, которые до 01.01.2014 (даты введения спецоценки) не подлежали аттестации?

Обоснование: Ранее согласно п. 4 Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (утв. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 г. №342н) не подлежали аттестации рабочие места тех работников, чья трудовая функция была связана исключительно:

  • с работой на компьютерах;
  • с периодической эксплуатацией копировально-множительной (например, ксероксы, принтеры) или иной техники для нужд организации;
  • с использованием бытовой техники, которая не задействована в технологическом процессе производства.

С 01.01.2014 г. в силу Закона №426-ФЗ специальной оценке подлежат все рабочие места работодателя, за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, которые трудятся у работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями (ч. 3 ст. 3 Закона №426-ФЗ). Следовательно, условия труда на рабочих местах, связанных с работой на компьютерах, эксплуатацией офисной и бытовой техники, подлежат специальной оценке.

Результат специальной оценки условий труда

Результат специальной оценки условий труда – это установление класса (подкласса) условий труда на конкретном рабочем месте (ч. 2 ст. 3 Закона №426-ФЗ). Класс (подкласс) устанавливает эксперт организации, проводящей специальную оценку, по итогам ее проведения (ч. 8 ст. 12 Закона №426-ФЗ).

Итоги специальной оценки оформляют в виде отчета по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 24.01.2014 г. №33н.

В отношении тех рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы не выявлены, работодатель оформляет декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (далее – декларация) (ст. 11 Закона №426-ФЗ). Форма декларации утверждена Приказом Минтруда России от 07.02.2014 г. №80н.

Применение результатов специальной оценки условий труда

Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета о ее проведении (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-1579).

Если по итогам специальной оценки условия труда на рабочем месте признаны вредными и (или) опасными, работодатель обязан, в частности:

  • перечислять в ПФР дополнительный страховой взнос за работника, досрочно выходящего на пенсию в связи с занятостью на вредных и (или) опасных видах производства (п. 7 ст. 7 Закона №426-ФЗ, ч. 2.1 ст. 58.3 Закона №212-ФЗ) (такой страховой взнос применяется с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки; при этом за месяц, в котором был утвержден отчет, страховой взнос по дополнительному тарифу подлежит уплате только с части выплат, начисленной за период со дня утверждения отчета до конца месяца (письмо Минтруда России от 26.03.2014 г. №17-3/10/В-157&));
  • предоставлять работникам гарантии и компенсации, предусмотренные в Трудовом кодексе РФ (п. 6 ст. 7 Закона №426-ФЗ), например: сократить продолжительность рабочего времени, если условия труда признаны вредными (3, 4 степень) или опасными; повысить размер оплаты труда; предоставить ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск (ст. 147, абз. 5 ч. 1 ст. 92, ст. 117 ТК РФ);
  • обеспечивать работников средствами индивидуальной и коллективной защиты (абз. 4 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, п. 3 ст. 7 Закона №426-ФЗ);
  • предоставлять работникам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а также лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ);
  • проводить мероприятия по улучшению условий труда работников (п. 6 ч. 2 ст. 4 Закона №426-ФЗ), например: модернизировать производство, снизить уровень загазованности, запыленности воздуха.

Если по итогам спецоценки вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены и условия труда признаны безопасными, то в целях поддержания их в таком состоянии работодатель, в частности (п. п. 1, 4, 5 ст. 7 Закона №426-ФЗ):

  • осуществляет контроль за состоянием условий труда на этих рабочих местах;
  • проводит мероприятия по поддержанию условий труда на безопасном уровне;
  • организует проведение обязательных предварительных (при поступлении) и периодических (в течение трудовой деятельности) медосмотров.

Источник: «Путеводитель по кадровым вопросам. Охрана труда. Специальная оценка условий труда» (СПС КонсультантПлюс).

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

5 + 1 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


map