Права и обязанности налогоплательщиков нк рф

Права и обязанности налогоплательщиков

Содержание статьи:

Налог – это обязательный платеж, взимаемый с граждан в пользу государства.

Налоги – главная статья доходов государства. Исходя из полученной суммы правительство готовит проект бюджета, который утверждает Государственная дума. На деньги налогоплательщиков в стране строятся новые дороги, открываются новые школы и больницы, существуют государственные музеи и другие учреждения. Именно поэтому гражданам важно осознавать свою ответственность за уплату налогов, и не случайно в Конституции России плата налогов отмечена как обязанность гражданина.

Налоги выполняют две основные функции:

- фискальную (накопление денег в казне государства)

- регулирующую (с помощью налогов возможно влиять на рост экономики, к примеру)

Налоги бывают местные (платятся в «кошелек» субъекта федерации, например, в «кошелек» Москвы или Ростовской области) и центральные (платятся в общероссийский «кошелек»).

Еще налоги бывают прямые и косвенные. Прямыми налогами облагается доход или собственность гражданина. Примеры: налог на прибыль (у бизнесменов), подоходный (у наемных рабочих), налог на землю, на транспортное средство, на квартиру.

Косвенные налоги, как привило, входят в цену товара или услуги. Примеры: акцизы, НДС, налог с продаж, пошлины.

Какие права и обязанности имеют налогоплательщики?

Права и обязанности налогоплательщиков изложены в Налоговом кодексе РФ в статье 21 и 23.

Основные права налогоплательщиков (кратко) следующие:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах

3) использовать налоговые льготы

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах

7) представлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки, решений налоговых органов, налоговых уведомлений и требований об уплате налогов

10) требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

12) обжаловать акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки

Основные обязанности налогоплательщиков (кратко):

1) уплачивать законно установленные налоги

2) встать на учет в налоговых органах

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения

4) представлять налоговые декларации

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций

6) представлять в налоговые органы документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

10) налогоплательщики - физические лица по налогам обязаны сообщать о наличии у них объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения, в налоговый орган по своему выбору в случае неполучения налоговых уведомлений и неуплаты налогов в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими.

Что следует выучить по теме, чтобы сдать ЕГЭ?

В заданиях ЕГЭ встречается требование написать только три права или обязанности налогоплательщиков. Кроме того, существует план по теме «Права и обязанности налогоплательщиков». Следовательно, необходимо не просто знать, но хорошо запомнить, как минимум, три права налогоплательщика и три обязанности налогоплательщика. Самые легкие и одновременно важные следующие права и обязанности.

Три права налогоплательщиков:

1) получать бесплатную информацию о действующих налогах и сборах

2) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов

3) на соблюдение и сохранение налоговой тайны

Три обязанности налогоплательщиков:

Основные права и обязанности налогоплательщиков (21-23 НК РФ)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

1. Налогоплательщики обязаны:

1) уплачивать законно установленные налоги;

2) встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

3) вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

4) представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

5) представлять в налоговый орган по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять в налоговый орган по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организации в соответствии с указанным Федеральным законом не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;

6) представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

7) выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

8) в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;

9) нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

2. Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо данных обязанностей, обязаны сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

1) об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов. Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;

1.1) о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств - в течение семи дней со дня возникновения (прекращения) такого права;

2) обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

3) обо всех обособленных подразделениях российской организации, созданных на территории Российской Федерации (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенные в налоговый орган сведения о таких обособленных подразделениях:

-в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения российской организации;

-в течение трех дней со дня изменения соответствующего сведения об обособленном подразделении российской организации;

3.1) обо всех обособленных подразделениях российской организации на территории Российской Федерации, через которые прекращается деятельность этой организации (которые закрываются этой организацией):

-в течение трех дней со дня принятия российской организацией решения о прекращении деятельности через филиал или представительство (закрытии филиала или представительства);

-в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации через иное обособленное подразделение (закрытия иного обособленного подразделения);

4) о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

3. Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

4. Плательщики сборов обязаны уплачивать законно установленные сборы и нести иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. За невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей налогоплательщик (плательщик сборов) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, также несут обязанности, предусмотренные законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

7. Данные сообщения могут быть представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Если указанные сообщения переданы в электронном виде, такие сообщения должны быть заверены электронной цифровой подписью лица, представившего их, или электронной цифровой подписью его представителя.

Формы и форматы сообщений, представляемых на бумажном носителе или в электронном виде, а также порядок заполнения форм указанных сообщений утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Порядок представления сообщений в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов) (действующая редакция)

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Новая редакция Ст. 21 НК РФ

1. Налогоплательщики имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

2) получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

3) использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

4) получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

5) на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

5.1) на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

6) представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

7) представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

8) присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

9) получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

10) требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

11) не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

12) обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

13) на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

14) на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

15) на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

2. Налогоплательщики имеют также иные права, установленные настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Плательщики сборов, плательщики страховых взносов имеют те же права, что и налогоплательщики.

4. Любой из участников договора инвестиционного товарищества имеет право обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов и действия (бездействие) их должностных лиц.

В соответствии с настоящей статьей налогоплательщики (организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность по уплате налогов) имеют право:

1) получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию.

В целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей.

В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы - Федеральная налоговая служба (ФНС России) и ее территориальные органы.

Информация - это сведения о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков. А также полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также сведения о формах налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения. Информация должна быть предоставлена в документальной форме;

2) получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

Финансовыми органами являются (помимо самого Минфина России) министерства финансов республик в составе РФ, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций краев, областей, г.г. Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, иные уполномоченные органы.

Для отдельных категорий налогоплательщиков законодательством о налогах и сборах могут быть предусмотрены преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере. При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Также не допускается установление налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

Налогоплательщики вправе как использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленных законодательством о налогах и сборах, так и отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии с настоящим Кодексом уплата налога производится разовой уплатой в наличной или безналичной форме всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном настоящим Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах, в установленные применительно к каждому налогу сроки.

Изменение установленного срока уплаты налога допускается только в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Изменением срока уплаты налога признается перенос установленного срока уплаты налога на более поздний срок.

Согласно настоящей статье Кодекса налогоплательщики вправе получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом.

Отсрочка или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 64 НК РФ), на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.

Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщиков по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (ст. 78 НК РФ). Указанное правило также распространяется в отношении зачета или возврата излишне уплаченных либо излишне взысканных сумм пеней и штрафов.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу случае излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченных налога, пеней, штрафов не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа (как правило, выносится в течение пяти дней).

Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченных налога, пеней, штрафов может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченных налога, пеней, штрафов производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если иное не установлено настоящим Кодексом.

Заявление о возврате суммы излишне взысканного налога в налоговый орган может быть подано в течение одного месяца со дня, когда налогоплательщику стало известно о факте излишнего взыскания с него налога. А исковое заявление в суд - в течение трех лет, начиная со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о факте излишнего взыскания налога.

Участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, являются организации и физические лица, признаваемые в соответствии с настоящим Кодексом налогоплательщиками.

Налогоплательщики вправе представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо могут участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя (действующих на основании доверенности, закона либо учредительных документов организации), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщик вправе представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения в письменной форме с указанием ИНН (Идентификационный номер налогоплательщика) по исчислению и уплате налогов.

В целях налогового контроля налоговые органы проводят камеральные и выездные налоговые проверки налогоплательщиков.

Налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки.

В целях налогового контроля налоговые органы проводят налоговые проверки налогоплательщиков, которыми могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествовавшие году проведения проверки.

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа.

Налогоплательщик вправе присутствовать при проведении выездной налоговой проверки.

Выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговый орган не вправе проводить в течение одного календарного года две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено настоящим Кодексом (ст. 89 НК РФ). В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев.

При необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 настоящего Кодекса.

При наличии у осуществляющих проверку должностных лиц достаточных оснований полагать, что документы, свидетельствующие о совершении правонарушений, могут быть уничтожены, скрыты, изменены или заменены, производится выемка этих документов в порядке, предусмотренном ст. 94 настоящего Кодекса, по акту, составленному этими должностными лицами. В акте о выемке документов должна быть обоснована необходимость выемки и приведен перечень изымаемых документов. Налогоплательщик имеет право при выемке документов делать замечания, которые должны быть по его требованию внесены в акт. Копия акта о выемке документов передается налогоплательщику.

По окончании выездной налоговой проверки проверяющий составляет справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Особенности проведения выездных налоговых проверок определяются ст. ст. 89 - 100, гл. 26.4 настоящего Кодекса.

Налогоплательщик вправе получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов.

Акт налоговой проверки вручается руководителю организации-налогоплательщика либо индивидуальному предпринимателю (их представителям) под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком или его представителями. В случае направления акта налоговой проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой день, начиная с даты его отправки.

Копия решения налогового органа по результатам налоговой проверки и требование вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами решение налогового органа вручить налогоплательщику или его представителям невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований настоящего Кодекса, указанных выше, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Требование (уведомление) об уплате налога (направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени) направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки налоговым органом по месту его учета. Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. В случае, когда указанные лица уклоняются от получения требования, указанное требование направляется по почте заказным письмом. Требование об уплате налога считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

Налогоплательщик вправе требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков (при постановке на учет, проведении налоговых проверок, при взыскании налоговых недоимок и санкций и т.д.).

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом.

Налогоплательщик вправе не выполнять неправомерные акты, приказы, инструкции, акты налоговых проверок и т.п. и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам.

Каждый налогоплательщик имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, или в суд, если, по мнению налогоплательщика, такие акты, действия или бездействие нарушают их права.

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, производится путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Налогоплательщик вправе требовать соблюдения налоговой тайны.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органами внутренних дел, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением данных об ИНН, сведений, разглашенных самим налогоплательщиком и других, указанных в ст. 102 настоящего Кодекса.

К разглашению налоговой тайны относится, в частности, использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа внутренних дел, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

Поступившие в налоговые органы, органы внутренних дел, органы государственных внебюджетных фондов или таможенные органы сведения, составляющие налоговую тайну, имеют специальный режим хранения и доступа.

Доступ к сведениям, составляющим налоговую тайну, имеют должностные лица, определяемые соответственно:

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области внутренних дел;

- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области таможенного дела.

Утрата документов, содержащих составляющие налоговую тайну сведения, либо разглашение таких сведений влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами.

Требования соблюдать налоговую тайну могут быть заявлены налогоплательщиком в любой момент и в любой форме (устно или в специальном письме, в ходе проведения налоговой проверки и перед ее началом и т.п.).

Налогоплательщик вправе требовать в установленном порядке возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц, обратившись в налоговый орган или в его вышестоящий орган либо в суд.

Пункт 1 ст. 21 НК РФ, закрепляющей права налогоплательщиков, дополнен пп. 15, в котором теперь закреплено право налогоплательщика на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.

Например, отсутствие в Налоговом кодексе РФ (в редакции, действовавшей до вступления в силу Закона N 137-ФЗ) обязанности составлять акты камеральных налоговых проверок приводило к ситуации, когда арбитражные суды обращают внимание на то, что отсутствие акта камеральной проверки не дает возможности налогоплательщику подать разногласия на акт проверки .
--------------------------------
Заметим, что поправками, внесенными в ст. ст. 88 и 100 НК РФ Законом N 137-ФЗ, введена обязанность налоговых органов составлять по результатам камеральной налоговой проверки акты. Кроме этого, налогоплательщик сможет обжаловать выводы, содержащиеся в акте камеральной налоговой проверки.

В ходе камеральной налоговой проверки установлен факт представления предпринимателем расчетов единого налога на вмененный доход за III - IV квартал 2002 г., что расценено как нарушение ст. 66 Закона Пермской области "О налогообложении в Пермской области". По результатам проверки налоговым органом принято решение о привлечении предпринимателя к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

Налогоплательщик считает, что налоговый орган нарушил ст. ст. 3, 108 и п. 6 ст. 101 НК РФ, не обеспечив налогоплательщику возможность представить объяснения по факту вменяемого правонарушения (нарушение срока представления расчетов ЕНВД) и доказать свою невиновность при привлечении к налоговой ответственности.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении требований налогового органа было отказано. В апелляционной инстанции дело не пересматривалось. Суд кассационной инстанции оставил решения нижестоящих судов без изменения и сделал следующие выводы.

В силу ст. ст. 82 и 87 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов посредством проведения налоговых проверок - выездных и камеральных.

Порядок производства по делу о налоговом правонарушении установлен ст. 101 НК РФ. Согласно п. 2 данной статьи решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения руководитель налогового органа (его заместитель) выносит по результатам рассмотрения материалов проверки (независимо от формы ее проведения).

Таким образом, ст. 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать при выявлении им налогового правонарушения в ходе осуществления налогового контроля в любой предусмотренной ст. 82 НК РФ форме.

Согласно ст. 101 НК РФ правонарушитель должен быть уведомлен о времени и месте рассмотрения материалов проверки, ему должно быть предоставлено право представить свои возражения и причины неуплаты налогов, после чего руководитель налогового органа принимает решение о привлечении к налоговой ответственности с учетом объяснений налогоплательщика по существу правонарушения.

Эти требования налогового законодательства были нарушены налоговым органом, поэтому суд первой инстанции обоснованно на основании п. 6 ст. 101 НК РФ пришел к выводу о том, что взыскание штрафных санкций невозможно по причине нарушения процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности.

(Постановление ФАС Уральского округа от 15 июля 2003 г. N Ф09-2059/03-АК.)

Перечень прав налогоплательщиков, указанный в ст. 21 НК РФ, неполный. Налогоплательщики также вправе:

- в установленных случаях и в установленном порядке переходить на условия специального налогового режима (ст. 18 НК РФ);

- самостоятельно исчислять сумму налогов (ст. 52 НК РФ);

- ходатайствовать о списании безнадежных долгов по налогам (ст. 59 НК РФ);

- передавать имущество в залог для обеспечения обязанности по уплате налогов (ст. 73 НК РФ);

- выступать поручителем перед налоговыми органами (ст. 74 НК РФ);

- запрещать доступ в жилые помещения помимо воли проживающих там физических лиц (ст. 91 НК РФ);

- требовать учета обстоятельств, исключающих привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение либо смягчающих его ответственность (ст. ст. 109, 111, 112 НК РФ);

- требовать применения правил о давности привлечения к ответственности или о сроке давности взыскания налоговых санкций (ст. ст. 114, 115 НК РФ);

- осуществлять другие права, предусмотренные как в настоящем Кодексе, так и в иных актах законодательства о налогах и сборах.

Плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики.

Другой комментарий к Ст. 21 Налогового кодекса Российской Федерации

1. В пункте 1 ст. 21 Кодекса закреплены права налогоплательщиков, которые согласно п. 2 ст. 22 Кодекса обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов.

1) В подпункте 4 п. 1 ст. 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения.

Как указано в письме Минфина России от 21 сентября 2004 г. N 03-02-07/39 "О компетенции налоговых органов в работе по разъяснению налогового законодательства" , в конкретных хозяйственных ситуациях по вопросам о порядке исчисления и уплаты налогов налогоплательщику следует обратиться в налоговый орган по месту своего учета.

--------------------------------
Нормативные акты для бухгалтера. 2004. N 19.

2) Согласно п. 1 ст. 34.2 Кодекса Минфин России дает письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. В соответствии с п. 2 ст. 34.2 Кодекса органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, уполномоченные в области финансов, дают письменные разъяснения по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов органов местного самоуправления о местных налогах и сборах.

3) Порядок использования льгот по налогам и сборам определен ст. 56 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 56 Кодекса налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Кодексом (см. комментарий к ст. 56 Кодекса).

4) Порядок и условия предоставления налогоплательщику отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита установлены соответствующими статьями гл. 9 Кодекса.

5) В подпункте 5 п. 1 ст. 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном Кодексом. Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм установлен гл. 12 Кодекса.

6) Пунктом 1 ст. 26 Кодекса установлено, что налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах через законного или уполномоченного представителя, если иное не предусмотрено Кодексом. Согласно п. 2 ст. 26 Кодекса личное участие налогоплательщика в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не лишает его права иметь представителя, равно как участие представителя не лишает налогоплательщика права на личное участие в указанных правоотношениях.

7) В соответствии с п. 5 ст. 100 Кодекса налогоплательщик вправе в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в двухнедельный срок со дня получения акта проверки представить в соответствующий налоговый орган письменное объяснение мотивов отказа подписать акт или возражения по акту в целом или по его отдельным положениям. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменному объяснению (возражению) или в согласованный срок передать налоговому органу документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность возражений или мотивы неподписания акта проверки (см. комментарий к ст. 100 Кодекса).

8) Порядок участия налогоплательщика или его представителей при проведении мероприятий налогового контроля различных видов предусмотрен соответствующими статьями гл. 14 Кодекса.

9) В подпункте 7 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

10) В подпункте 1 п. 1 ст. 32 Кодекса закреплена обязанность налоговых органов соблюдать законодательство о налогах и сборах.

11) Следует отметить, что право налогоплательщика, закрепленное в подп. 11 п. 1 ст. 21 Кодекса, не вполне согласуется с п. 1 ст. 141 Кодекса, согласно которому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (см. комментарий к ст. 141 Кодекса).

12) Согласно ст. 137 Кодекса каждый налогоплательщик или налоговый агент имеют право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению налогоплательщика или налогового агента такие акты, действия или бездействие нарушают их права. Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством (см. комментарий к ст. 137 Кодекса).

13) В подпункте 6 п. 1 ст. 32 Кодекса установлена обязанность налоговых органов соблюдать налоговую тайну. Режим налоговой тайны определен ст. 102 Кодекса (см. комментарий к ст. 102 Кодекса).

14) В соответствии с п. 2 ст. 103 Кодекса убытки, причиненные неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля, подлежат возмещению в полном объеме, включая упущенную выгоду (неполученный доход) (см. комментарий к ст. 103 Кодекса).

2. В соответствии с п. 2 ст. 21 Кодекса налогоплательщики имеют также и иные права, нежели перечисленные в п. 1 комментируемой статьи. Права, предоставляемые налогоплательщикам, могут быть предусмотрены как Кодексом, так и другими актами законодательства о налогах и сборах.

3. Согласно п. 3 ст. 21 Кодекса плательщики сборов имеют те же права, что и налогоплательщики, т.е. как указанные в п. 1 комментируемой статьи, так и предусмотренные Кодексом и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Статья 21 НК РФ. Права налогоплательщиков (плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов)

Может организация обратиться в Налоговую службу, чтобы проверить правильность исчисления налогов?

Налоговые органы в ходе проверок и при подаче организациями деклараций проводят сверки и проверяют правильно ли был посчитан налог. Эта деятельность имеет название - налоговый контроль. И это обязанность налоговых служб.Однако интересен вопрос, могут ли фирмы проверять свои расчёты по налогам вне рамок налоговых проверок.

Права налогоплательщиков перечисляются в ст 21 НК РФ. Помимо указанных в этой статье прав, плательщики имеют и другие, предусмотренные законодательством права. Они могут содержаться как в Налоговом кодексе, так и в других актах.

В НК РФ в 2014 году были внесены изменения. Ранее в кодексе не было прописано право фирмы-налогоплательщика направить в налоговую службу просьбу о проверке правильности своих подсчётов. Проверить точность своих данных заранее было невозможно и все ошибки выявлялись уже в ходе проверок.

Однако НК РФ был дополнен еще одним разделом, полностью посвященным новой форме налогового контроля. Теперь существует еще одно понятие - налоговый мониторинг. И в рамках мониторинга как раз и проводится проверка правильности налоговых подсчётов.

Организации имеют право обратиться в налоговый орган с заявлением о проведении такого мониторинга (ст 105.26 НК РФ). Но при этом должны быть соблюдены сразу три условия:

  • общая сумма всех налогов фирмы за предшествующий год должна быть не меньше 300 млн. рублей;
  • сумма всех совокупных доходов фирмы за предшествующий год (по данным бухгалтерской годовой отчётности) - не меньше 3 млрд. рублей;
  • общая стоимость активов фирмы (по данным отчётности) на 31 декабря предшествующего мониторингу года - не меньше 3 млрд. рублей.

    Таким образом, налоговым мониторингом могут воспользоваться только крупные компании с достаточно большими доходами и налоговыми отчислениями. Такое право они имеют с 1 января 2015 года благодаря изменениям НК РФ.Период проведения мониторинга - год, идущий после года подачи заявления о такой проверке. Начинается процесс 1 января проверяемого года и заканчивается 1 октября года, идущего после проверяемого.

    Заявление о мониторинге подаётся не позднее 1 июля предшествующего проверяемому периоду года. К нему прилагается определенный список документов. Форма заявления о проведении налогового мониторинга утверждена Приказом ФНС России от 07.05.2015 N ММВ-7-15/ [email protected] .

    Возможно ли в индивидуальном порядке получить освобождение от уплаты НДФЛ?

    НДФЛ платят граждане - это налог, удерживаемый с их дохода. По Конституции нашей страны все граждане находятся в равных правах по отношению друг к другу и в равной степени отвечают по своим обязательствам. Налогообложение в России также признаётся всеобщим и равным - все платят законно установленные налоги.

    Налоговые льготы существуют. Устанавливаются они законодательно и могут применяться только в прямом соответствии с законом. Освобождение от уплаты налога - это льгота. Льготы направлены на определённый круг лиц, к примеру, на социальную группу. Они носят адресный характер. Сужать или расширять аудиторию льготников может только законодатель.

    По ст 56 НК РФ нормы, касающиеся налогообложении не могут быть индивидуальными.

    Поэтому физические лица от уплаты НДФЛ в индивидуальном порядке не освобождаются. Они могут быть освобождены от этого налога, только если их доходы относятся к не облагаемым в силу закона.

    Но важно заметить, что по ст 21 НК РФ все плательщики налога могут облегчить себе его уплату, если она кажется им неосуществимой в определённый момент. Если права на льготу в виде освобождения от налога у гражданина нет, то он вправе рассчитывать на рассрочку, отсрочку или не инвестиционный налоговый кредит (пп 4 п 1 ст 21 НК РФ).

    Заявление с просьбой о рассрочке или отсрочке платежа по НДФЛ нужно подать в налоговый орган по месту жительства.

    Всем известно, что налоги и взносы во внебюджетные фонды нужно уплачивать вовремя, а если сроки уплаты пропущены, то придется заплатить пени в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы задолженности по налогу или взносу.

    Общество, руководствуясь подп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении следующего. Коллективным договором Общества, действовавшим в 2015 году, предусмотрено, что для обеспечения социальной защищенности работников и членов их семей работодатель (Общество) обязуется выплачивать единовременное пособие: - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем по любым основаниям (за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении; - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем в связи с выходом на трудовую пенсию по инвалидности. В соответствии с п.9 ч.2 ст.255 НК РФ в редакции Федерального закона от 29.11.2014 № 382-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации", действующей с 01.01.2015, к расходам на оплату труда в целях главы 25 НК РФ относятся, в частности, начисления увольняемым работникам, в том числе в связи с реорганизацией или ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика. При этом в целях п.9 ч.2 ст.255 НК РФ начислениями увольняемым работникам признаются, в частности, выходные пособия, производимые работодателем при прекращении трудового договора, предусмотренные трудовыми договорами и (или) отдельными соглашениями сторон трудового договора, в том числе соглашениями о расторжении трудового договора, а также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права. Таким образом, исходя из положений п.9 ч.2 ст.255 НК РФ, перечень начислений увольняемым работникам, которые могут быть отнесены к расходам на оплату труда для целей главы 25 НК РФ, с 01.01.2015 является открытым. При этом в силу п.9 ч.2 ст.255 НК РФ для учета для целей налогообложения прибыли расходов в связи с начислениями увольняемым работникам не имеет правового значения наличие производственного характера указанных выплат / связи этих выплат с режимом работы и условиями труда работника, а также причина увольнения работников (в частности, выход на пенсию). Исходя из изложенного, правильно ли мы понимаем, что Общество вправе учитывать для целей налогообложения прибыли предусмотренные коллективным договором расходы, понесенные в 2015 году на выплату единовременных пособий: - работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем по любым основаниям (за исключением расторжения трудового договора по инициативе работодателя за виновные действия по основаниям, предусмотренным пунктами 5-11 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ) по достижении возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, в том числе и при ее досрочном назначении;- работникам, расторгающим трудовой договор с работодателем в связи с выходом на трудовую пенсию по инвалидности?

    Департамент налоговой и таможенной политики рассмотрел обращение и сообщает.

    Общество с ограниченной ответственностью (далее - Общество), руководствуясь пп.2 п.1 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), просит дать разъяснение по вопросу применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах в отношении нижеследующего. В процессе осуществления хозяйственной деятельности Общество на основании принятого локального нормативного акта Общества осуществляет компенсацию расходов по оплате услуг такси работникам Общества, направляемым в служебные командировки. При этом в некоторых случаях по окончании поездки организация, оказывающая командированному сотруднику Общества услуги такси, в качестве документа, подтверждающего факт оказания услуги и ее оплаты, направляет на электронную почту данного сотрудника квитанцию в электронном формате, которая содержит следующую информацию: 1) наименование "Квитанция", 2) номер, дата, время составления Квитанции, 3) данные, позволяющие идентифицировать организацию-перевозчика (в том числе наименование и организационно-правовая форма организации, адрес местонахождения, ИНН, ОГРН), 4) стоимость пользования легковым такси, 5) начальный и конечный пункты маршрута, 6) длительность и расстояние маршрута, 7) имя и фамилия заказчика услуги такси - командированного сотрудника, 8) детали платежа (в том числе сумма платежа, последние числа банковской карты) (далее - Квитанция).Таким образом, данный электронный документ содержит информацию, подтверждающую факт оказания услуг по перевозке. Вместе с тем, возможность использования электронных форм документов при оказании услуг такси в настоящее время законодательно не закреплена и установлена Министерством транспорта РФ только в отношении железнодорожных перевозок и перевозок воздушным транспортом. При этом электронная квитанция, направляемая организацией-перевозчиком по электронной почте, не содержит таких реквизитов как подпись (электронная подпись) уполномоченного лица организации-перевозчика, а также номер и серия документа. Приказы Министерства транспорта РФ от 21.08.2012 № 322 "Об установлении форм электронных проездных документов (билетов) на железнодорожном транспорте", от 08.11.2006 № 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации". В соответствии с п.1 ст.252 НК РФ под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы. Как указывают судебные органы, НК РФ не содержит списка обязательных документов, которыми можно подтвердить понесенные налогоплательщиком расходы, а положения п.1 ст.252 НК РФ позволяют признать документально подтвержденными даже те затраты, которые подтверждены только косвенными документами. При этом, по мнению судебных органов, перечень таких документов в НК РФ также не ограничен. См., например, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 6 мая 2011 года по делу № А41-16255/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2010 по делу № А40-113196/09-20-925. Исходя из изложенного, а также учитывая, что в общем случае возможность признания расходов на оплату услуг такси в командировке для целей налогообложения в составе расходов на командировки (пп.12 п.1 ст.264 НК РФ) подтверждается сложившейся правоприменительной практикой и, в том числе, письмами Минфина России, просим вас разъяснить, правильно ли мы понимаем, что Общество вправе учитывать для целей налогообл ожения прибыли затраты на оплату услуг такси работникам Общества, находящимся в служебной командировке, на основании Квитанции в электронном формате, полученной по электронной почте. Письма Минфина России от 14 июня 2013 года № 03-03-06/1/22223, от 11 июля 2012 года № 03-03-07/33, от 8 ноября 2011 года № 03-03-06/1/720, от 4 октября 2011 года № 03-03-06/1/621, от 27 августа 2009 года № 03-03-06/2/162, от 31 июля 2009 года № 03-03-06/1/505, от 22 мая 2009 года № 03-03-06/1/339, УФНС России по г.Москве от 29 ноября 2010 года № 20-15/124949, от 30 декабря 2009 года № 16-15/139297, от 6 августа 2009 года №16-15/080978

    в 2005 году был ошибочно начислен налог в сумме 59000 рублей и уплачен.об этом я узнал только случайно в конце декабря 2015 года,из личного кабинета налогоплательщика. при обращение в налоговою инспекцию получил отказ по причине истечения 3-х лет со дня уплаты налога/п7.ст.78 НК / сообщенние о переплате от налоговой инспекции не получал. если возможность востребовать данную сумму сейчас.спасибо.

    О присутствии проверяемого лица при проведении в отношении его мероприятий налогового контроля.

    ИП на УСН 6% имеет переплату по ПФР 1% 41000, уплаченную в 2014 году. Возможно ли эту переплату учесть в расходах за I квартал 2015 года? #id_class 13203

    В соответствии со ст.21 НК РФ Открытое акционерное общество просит разъяснить порядок признания расходов в виде отрицательных суммовых разниц по долговым обязательствам, выраженным в условных единицах, в целях определения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций. Организация в октябре 2008 года получила долгосрочный процентный заем. Договор заключен в условных единицах, эквивалентных доллару США, расчеты производятся по курсу доллара США на день оплаты. Заем погашен 06.06.2014. В связи с изменением курса доллара США на дату возврата заемщик вернул большую сумму в рублях, чем получил, вследствие чего у организации возникла отрицательная суммовая разница. Кроме того, проценты за пользование заемными средствами, начисляемые ежемесячно, оплачены вместе с возвратом основной суммы долга, в связи с чем также возникла разница между рублевой оценкой начисленных и оплаченных расходов. 1. Может ли организация на основании пп.20 п.1 ст.265 НК РФ в полном объеме учесть в составе внереализационных расходов при расчете налогооблагаемой базы по налогу на прибыль организаций отрицательную разницу между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения? 2. В каком налоговом (отчетном) периоде должны учитываться расходы в виде разницы между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения, если эти расходы приравниваются к процентным расходам и подлежат нормированию? Учитывая, что расход образуется не единовременно, а за период пользования заемными средствами, просим разъяснить, каким образом следует включать в расчет расходы в виде разницы между рублевой оценкой обязательств на дату их возникновения и на дату погашения, единовременно в последний период пользования заемными средствами или иным образом?

    НДФЛ: доход в виде действительной стоимости доли в уставном капитале общества В мае 2006 года было создано общество с уставным капиталом в размере 10000 руб. В дальнейшем, 01.03.2012 по решению участников уставный капитал общества был увеличен с 10000 руб. до 32200000 руб. В эту же дату (01.03.2012) мной как участником общества было произведено внесение дополнительного вклада в уставный капитал в размере 2769026 рублей. Кроме того, 27.03.2012 я дополнительно приобрел долю по договору купли-продажи в размере 8% в уставном капитале общества за 150000 рублей. В конце декабря 2013 года я вышел из состава участников общества и мне была выплачена действительная стоимость доли в уставном капитале. Согласно ст.210 НК РФ денежные средства или имущество, получаемые физическим лицом при выходе из общества, являются его доходом и подлежат обложению НДФЛ. При этом общество, являясь налоговым агентом, обязано исчислить, удержать и уплатить НДФЛ (ст.226 НК РФ). Однако Налоговый кодекс РФ не содержит нормы, закрепляющей конкретный порядок налогообложения доходов физического лица при получении им стоимости доли при его выходе из состава участников общества в описанной мною ситуации, учитывая разные основания приобретения мною доли (долей) в уставном капитале общества. Тем самым существует неопределенность, связанная с определением налогооблагаемой базы по НДФЛ. Согласно пп.1 п.1 ст.220 НК РФ при продаже доли (ее части) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением продаваемой доли. Возникает вопрос о применимости положений вышеуказанной нормы к вышеописанной ситуации. В соответствии с пп.2 п.1 ст.21 НК РФ налогоплательщики имеют право получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. На основании вышеизложенного и руководствуясь пп.2 п.1 ст.220 НК РФ, прошу дать разъяснение по следующим вопросам:

    1. Возможно ли уменьшить всю налогооблагаемую базу (вся сумма действительной стоимости доли, выплаченная участнику при его выходе из общества) на сумму произведенных расходов, выраженных в размере дополнительно внесенного взноса, равном 2769026 рублей.
    2. Возможно ли уменьшить всю налогооблагаемую базу (вся сумма действительной стоимости доли, выплаченная участнику при его выходе из общества) на сумму произведенных расходов, связанных с приобретением мною доли в размере 8% в уставном капитале на сумму 150000 рублей.

    Иностранная компания, осуществляющая деятельность через представительство, аккредитованное в Москве, планирует нанять работников в Санкт-Петербурге. По месту создания стационарных рабочих мест в Санкт-Петербурге иностранная компания планирует зарегистрировать обособленное подразделение. Планируется, что заработная плата работников, принятых на работу в обособленное подразделение в Санкт- Петербурге, будет уплачиваться с расчетного счета представительства иностранной компании, аккредитованного в Москве, в связи с отсутствием у обособленного подразделения отдельного баланса и банковского счета. В соответствии с п.1 ст.226 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, указанные в п.2 ст.226 Кодекса, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со ст.224 Кодекса. Таким образом, обособленные подразделения иностранных организаций в Российской Федерации признаются налоговыми агентами в отношениях с работниками. В части порядка уплаты налогов с выплачиваемой работникам обособленного подразделения заработной платы согласно разъяснениям Управления Федеральной налоговой службы РФ по городу Москва, приведенным в Письме от 23 января 2009 года N 18-15/004866, в случае, если аккредитованное представительство иностранной организации начисляет и удерживает суммы налога с заработных плат, выплачиваемых в обособленных подразделениях иностранной организации такие налоги могут уплачиваться по месту регистрации аккредитованного представительства. К тем же выводам пришел и Федеральный Арбитражный суд Северо-Западного округа в Постановлении от 14 января 2008 года по делу N А56-2929/2007. Однако Министерство финансов РФ в Письме от 22 мая 2009 года N 03-04-06-02/38 считает, что поскольку обособленные подразделения иностранных организаций признаются налоговыми агентами в отношении выплачиваемого дохода сотрудникам такого подразделения, и в случае, если такие обособленные подразделения не имеют возможности самостоятельно удержать и перечислить в бюджет исчисленную сумму налога ввиду отсутствия расчетного счета, то такие обособленные подразделения обязаны в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме задолженности налогоплательщика. В этом случае работники такогообособленного подразделения обязаны самостоятельно подать декларацию в налоговый орган по месту жительства и уплатить налог. В связи с изложенным и на основании п.2 ст.21 Налогового кодекса Российской Федерации просим разъяснить:

    1. Порядок уплаты налога на доходы физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения иностранной организации;
    2. Может ли представительство иностранной компании, аккредитованное на территории России, перечислять налог на доходы физических лиц, осуществляющих трудовую деятельность по месту нахождения обособленного подразделения указанной иностранной компании, учитывая, что такое обособленное подразделение зарегистрировано в ином нежели представительство субъекте Российской Федерации, не имеет отдельного баланса и открытых банковских счетов и каков порядок осуществления таких платежей

    мой муж ветеран боевых действий,какие льготы ему пологаются

    Налогоплательщики - организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги.

    Налогоплательщики имеют право:

    получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;

    получать от Министерства финансов Российской Федерации письменные разъяснения по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований - по вопросам применения соответственно законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;

    использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных настоящим Кодексом;

    на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

    на осуществление совместной с налоговыми органами сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, а также на получение акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам;

    представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;

    представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

    присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

    получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

    требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

    не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие настоящему Кодексу или иным федеральным законам;

    обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

    на соблюдение и сохранение налоговой тайны;

    на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

    на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

    Обязанности налогоплательщиков

    уплачивать законно установленные налоги;

    встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена настоящим Кодексом;

    вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;

    представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года;

    представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

    выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;

    в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом;

    нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

    Также налогоплательщики — организации и индивидуальные предприниматели обязаны письменно сообщать в налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

    обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях — в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;

    обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, — в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации;

    о реорганизации — в срок не позднее трёх дней со дня принятия такого решения.

    1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
    Загрузка...
  • Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    + 25 = 26

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


    map