Могут ли уволить отца с работы если ребенку нет 3 лет

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Содержание

Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Здраствуйте. Помгоите пожалуйста советом. Мужа хотят уволить по сокращению, у нас ребёнок до трёх лет, я не работаю по уходу за ним. Могут ли его уволить?И как нам действовать лучше? СПАСИБО. Очень жду ответа

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Могут уволить так как запрет на увольнение отдельных категорий работников при сокращении численности или штата распространяется на многодетных отцов.

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

"Главная книга", 2012, N 4

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 12.11.2012)

Нельзя уволить отца, являющегося единственным кормильцем в семье

Могут ли уволить отца с работы если ребенку нет 3 лет

Согласно ч. 4 ст. 261 ТК РФ работодатель не может уволить женщину, имеющую ребенка в возрасте до трех лет, одинокую мать, воспитывающую ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), или другое лицо, воспитывающее указанных детей без матери. Исключение составляют случаи ликвидации организации или нарушения названными работниками трудовой дисциплины. Перечень лиц, указанных в данной статье, закрытый, в результате незащищенными в случае увольнения по инициативе работодателя оказались отцы, воспитывающие детей вместе с матерями, но при этом являющиеся единственными кормильцами. Ясность в этот вопрос Постановлением от 15.12.2011 N 28-П внес Конституционный суд.

Гражданин А. Е. Остаев обратился с жалобой о проверке конституционности положения ч. 4 ст. 261 ТК РФ. Основанием для подачи жалобы послужило решение Савеловского районного суда г. Москвы от 31.08.2010, оставленное без изменения определением Московского городского суда от 26.11.2010.

Заявитель является отцом троих малолетних детей, один из которых не достиг трехлетнего возраста, а другой — инвалид. Жена находится дома и осуществляет уход за детьми, соответственно, не работает. 01.06.2010 А. Е. Остаев был уволен с занимаемой должности в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ. Считает, что его увольнение является необоснованным и незаконным, а запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя должен распространяться и на мужчин — отцов, имеющих детей в возрасте до трех лет (тем более в ситуации, когда мать в связи с уходом за детьми не работает). Но при обращении в суд в исковых требованиях было отказано, поскольку суд не усмотрел нарушения процедуры расторжения работодателем трудового договора и отметил, что А. Е. Остаев не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная ч. 4 ст. 261 ТК РФ.

Прежде чем рассмотреть доводы КС РФ, напомним, какие для лиц с семейными обязанностями установлены гарантии и кто имеет на них право.

Гарантии для лиц с семейными обязанностями

Трудовым кодексом установлен ряд гарантий для лиц с семейными обязанностями. К таким лицам относятся:

— женщины, имеющие детей в возрасте до полутора лет;

— женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет;

— матери, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без мужа;

— отцы, воспитывающие детей в возрасте до пяти лет без жены;

— лица, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет) без матери;

— одинокие матери, воспитывающие детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов до 18 лет);

Гарантии и льготы для лиц с семейными обязанностями установлены ст. 256-264 ТК РФ, в том числе:

— отпуск по уходу за ребенком (ст. 256);

— перерывы для кормления ребенка (ст. 258);

— гарантии при направлении в служебные командировки, привлечении к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 25&);

— гарантии при расторжении трудового договора по инициативе работодателя (ст. 261);

— дополнительные выходные дни (ст. 262);

— дополнительный отпуск без сохранения заработной платы (ст. 263).

При этом гарантии и льготы, предоставляемые законами и иными нормативными правовыми актами женщинам в связи с материнством (ограничение работы в ночное время и сверхурочных работ, работы в выходные и нерабочие праздничные дни, направления в служебные командировки, предоставление дополнительных отпусков, установление льготных режимов труда и др.), распространяются на отцов, воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей) несовершеннолетних (ст. 264 ТК РФ).

Согласно разъяснениям, представленным в Обзоре законодательства и судебной практики ВС РФ за первый квартал 2010 года, лицами, воспитывающими ребенка без матери, являются работники, осуществляющие лично и непосредственно фактическое воспитание детей, если мать ребенка: умерла или объявлена умершей; лишена или ограничена в родительских правах; признана безвестно отсутствующей, недееспособной (ограниченно дееспособной); не может воспитывать ребенка по состоянию здоровья; отбывает наказание в местах лишения свободы; и в других случаях.

Отцам, которые воспитывают детей вместе с матерью, ТК РФ предоставляет право находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, а отцам, имеющим двух и более детей в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), — дополнительный неоплачиваемый отпуск продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для них время, если данное право предусмотрено коллективным договором (ст. 256, 263 ТК РФ). Кроме этого, одному из родителей для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц. Эти дни могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены ими между собой по их усмотрению (ст. 262 ТК РФ).

Что касается гарантий при увольнении, ст. 179 ТК РФ предоставляет преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников в случае равной производительности труда или квалификации семейным лицам при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию).

Рассматривая жалобу А. Е. Остаева, суд руководствовался положениями:

1. Конституции РФ:

— политика РФ как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 7);

— мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ст. 1&);

— гарантируется свобода труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37);

— забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей (ч. 2 ст. 38).

2. Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), в силу которой для всех подписавших ее государств во всех сферах жизни приоритетом должно быть благосостояние детей. Государства должны принимать все законодательные и административные меры в целях обеспечения детям необходимых для их благополучия защиты и заботы, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону. Следует признавать право каждого ребенка на тот уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития, с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий.

Кроме этого, государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей), в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики РФ.

Конституционный принцип свободы труда, обусловливая свободу трудового договора, вместе с тем предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду (Постановление КС РФ от 27.12.1999 N 19-П).

По смыслу данной правовой позиции, равные возможности как при вступлении в трудовые отношения, так и в процессе трудовой деятельности должны создаваться и для граждан — родителей малолетних детей, что в силу ч. 1 ст. 37 Конституции РФ во взаимосвязи с ч. 2 ст. 7 и ст. 19 предполагает установление на законодательном уровне для таких работников ряда гарантий и льгот, которые позволяли бы им наравне с другими гражданами реализовать свое конституционное право на труд без ущерба для надлежащего выполнения обязанности по воспитанию детей (ч. 2 ст. 38 Конституции РФ).

В ряде своих решений КС РФ уже подтверждал право законодателя предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях, в том числе ограничить возможность увольнения таких работников по инициативе работодателя. Причем суд указал, что при установлении для отдельных категорий работников более высокого по сравнению с обычным уровня гарантий защиты от увольнения должен обеспечиваться баланс конституционных прав работников, включая право на государственную поддержку материнства и детства.

Гарантия, закрепленная в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, ограничивает возможность увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей того же возраста без матери. Введение для данных категорий работников повышенного уровня защиты от увольнения направлено на обеспечение им равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод в сфере труда, поскольку данные лица, желающие сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, зачастую сталкиваются с трудностями.

Конституция РФ, гарантируя мужчине и женщине равные права и свободы и равные возможности для их реализации (ч. 3 ст. 19), предопределяет необходимость коррекции на законодательном уровне условий осуществления прав в сфере труда и занятости, чтобы устранить возможное неравенство работников, обусловливаемое наличием в семье малолетних детей, реально существующим распределением семейных обязанностей и достаточно распространенным отношением работодателей к женщинам, имеющим детей (особенно в возрасте до трех лет), как к менее эффективным работникам.

На ликвидацию такого неравенства в социально-трудовой сфере направлены и требования обязательных для Российской Федерации международных правовых актов. Так, в соответствии с Конвенцией МОТ от 23.06.1981 N 156 «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» одной из целей политики государства в сфере труда является создание условий, которые позволили бы лицам с семейными обязанностями, выполняющим или желающим выполнять оплачиваемую работу, осуществлять свое право на это, не подвергаясь дискриминации и, насколько возможно, гармонично сочетая профессиональные и семейные обязанности, для установления подлинного равенства обращения и возможностей для трудящихся мужчин и женщин должны приниматься все меры, соответствующие национальным условиям и возможностям, чтобы трудящиеся с семейными обязанностями могли осуществлять свое право на свободный выбор работы и принимались во внимание их потребности в области условий занятости (ст. 4).

Положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ в той мере, в какой оно, устанавливая специальную (дополнительную) гарантию для женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, направлено на обеспечение им равных возможностей для реализации конституционного права на труд, не противоречит Конституции РФ, поскольку запрет на увольнение по инициативе работодателя матери, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, позволяет обеспечить женщине равную с мужчиной возможность реализовать свои права и свободы в сфере труда без ущерба для прав и интересов ребенка и не может рассматриваться как приводящий к дискриминации работающих родителей в зависимости от их пола.

Как следует из правовой позиции Конституционного суда, изложенной в Постановлении от 22.11.2011 N 25-П, данная гарантия, предотвращая утрату женщиной, имеющей ребенка в возрасте до трех лет, а также другими лицами, воспитывающими детей того же возраста без матери, работы и заработка, а соответственно, и снижение общего уровня материального благосостояния семьи, обеспечивает этим лицам (прежде всего матери) возможность, сочетая семейные обязанности с профессиональной деятельностью, создавать ребенку условия, необходимые для его всестороннего развития, следовательно, имеет целью защиту прав и интересов ребенка. Такая целенаправленность связана с экономической и социальной уязвимостью семьи, воспитывающей несовершеннолетних детей, что в силу Конституции РФ требует от государства создания условий, обеспечивающих, в том числе путем поддержания материального благополучия семьи, надлежащее выполнение родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей.

Конституция РФ признает заботу о детях, их воспитание равным правом и обязанностью родителей (ч. 2 ст. 38). Принцип равенства прав и обязанностей обоих родителей в отношении их детей, получивший свое закрепление и конкретизацию в СК РФ, корреспондирует положениям Конвенции о правах ребенка, возлагающей на государство обязанность предпринимать все возможные усилия к тому, чтобы обеспечить признание принципа общей и одинаковой ответственности обоих родителей за воспитание и развитие ребенка.

Из этого следует, что на обоих родителей может распространяться и государственная поддержка, в которой нуждается семья, имеющая ребенка, не достигшего трехлетнего возраста и потому требующего особого ухода, тем более если в такой семье воспитывается несколько малолетних детей. Соответственно, при определении мер государственной поддержки семьи, направленных на обеспечение ее материального благополучия, многодетным семьям, воспитывающим малолетних детей, должна предоставляться повышенная защита, поскольку в таких семьях мать зачастую не может осуществлять трудовую деятельность в силу необходимости осуществлять уход за детьми и их воспитание и единственным кормильцем является отец.

Если понимать положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ буквально, возникновение права на установленную данной нормой гарантию у работающей женщины обусловливается лишь фактом наличия у нее ребенка в возрасте до трех лет, то есть не зависит ни от ее семейного положения, совместного или раздельного проживания с отцом ребенка, ни от наличия или отсутствия у отца ребенка работы и заработка или иного дохода, ни от того, осуществляет ли мать фактически уход за ребенком и его воспитание. Защищая мать ребенка в возрасте до трех лет от утраты работы и заработка, данное законоположение защищает и семью, в которой ребенок воспитывается совместно отцом и матерью, состоящей в трудовых отношениях, что позволяет им выполнять обязанности по содержанию ребенка (детей) в пределах своих финансовых возможностей.

Что касается отца ребенка в возрасте до трех лет, в силу данной статьи запрет на увольнение по инициативе работодателя распространяется на него только в том случае, если он воспитывает ребенка без матери. Соответственно, отец ребенка в возрасте до трех лет может быть уволен по инициативе работодателя, в частности, по сокращению численности или штата работников, даже если он является единственным кормильцем в многодетной семье, а мать в связи с необходимостью осуществления ухода за детьми, которым в силу возраста или состояния здоровья требуется постоянная забота, в трудовых отношениях не состоит.

Тем самым данной меры государственной поддержки лишаются семьи, особенно в ней нуждающиеся, при том что социальные гарантии, которые в соответствии с действующим законодательством предусматриваются для граждан, уволенных по основаниям, не связанным с их виновным поведением, в частности по сокращению численности или штата работников, не могут быть признаны достаточными для защиты многодетной семьи, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, от резкого снижения уровня обеспеченности. Не учитывается возможность утраты работы и заработка кормильцем в многодетной семье при назначении и определении размера социальных пособий в связи с рождением и воспитанием детей, а размер пособия по безработице хотя и устанавливается в процентном отношении от среднемесячного заработка, исчисленного по последнему месту работы, во всех случаях не может превышать максимальную величину пособия по безработице, которая на 2011 год составляет 4 900 руб. (без учета районного коэффициента), при этом не принимается во внимание наличие у безработного иждивенцев.

Кроме того, предоставление гарантии, закрепленной в ч. 4 ст. 261 ТК РФ, не может ставиться в зависимость исключительно от того, кто — мать или отец — работает, а кто осуществляет уход за детьми, поскольку дифференциация, основанная лишь на указанном критерии и не учитывающая всех обстоятельств, значимых для выполнения родителями обязанности по содержанию и воспитанию детей надлежащим образом, снижает эффективность системы государственной поддержки института семьи и в условиях недостаточности мер социальной защиты работников с семейными обязанностями может приводить — в нарушение конституционных принципов равенства и справедливости — к не имеющим объективного и разумного оправдания различиям в положении семей, воспитывающих малолетних детей.

Европейский Суд по правам человека (Постановление от 31.03.2009 по делу «Веллер (Weller) против Венгрии») также указывал на недопустимость установления различий, необоснованно ставящих семьи, воспитывающие детей, в неравное положение в вопросах доступа к льготам, направленным на поддержку детей и семьи в целом.

Исходя из изложенного, Конституционный суд постановил признать положение ч. 4 ст. 261 ТК РФ:

— не противоречащим Конституции РФ в той мере, в какой оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, устанавливает специальную (дополнительную) гарантию, направленную на обеспечение им равных с мужчинами возможностей в реализации конституционного права на труд и на достижение фактического равенства в сфере труда;

— не соответствующим ст. 7, 19, ч. 1 ст. 37, ч. 1 и 2 ст. 38 Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования оно, запрещая увольнение по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, и других лиц, воспитывающих детей указанного возраста без матери, исключает возможность пользоваться этой гарантией отцу, являющемуся единственным кормильцем в многодетной семье, воспитывающей малолетних детей, в том числе ребенка в возрасте до трех лет, где мать в трудовых отношениях не состоит и занимается уходом за детьми.

Рассмотренное нами постановление КС РФ (от 15.12.2011 N 28-П) окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в силу немедленно после провозглашения, действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами.

Могут ли уволить супруга с работы если жена в декрете?

Добрый день! Я нахожусь в декрете, ребенку полгода, имеют ли право уволить моего мужа с работы или перевести на должность ниже занимаемой им в настоящий момент? Спасибо

Да, работодатель имеет право сократить вашего мужа. При этом работодатель обязан предложить все имеющиеся вакантные должности, в том числе и нижеоплачиваемые и нижестоящие (ст. 81 ТК РФ) Ст. 261 ТК РФ содержит перечень лиц, которых нельзя увольнять при проведении процедуры сокращения, а это: беременные женщины, женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, одинокие матери, воспитывающие ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка инвалида - до 18 лет), другие лица, воспитывающие указанных детей без матери.

Ваш муж ни к одной из категорий не подходит.

Но, согласно ст. 179 ТК РФ, при сокращении следует учитывать преимущественное право на рабочее место работника. При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам: - с более высокой производительностью труда и квалификацией, подтвержденной документально (введения о норме выработки, о качестве работы, диплом высшего профессионального образования по профилю занимаемой должности, приказы о объявлении благодарности, приказы о выплате премии за показатели работы); - при равной производительности труда и квалификации преимущество имеют семейные - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию) Комментарий: если вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3 лет - для мужа вы являетесь иждивенцем. - лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; - работники, получившие в данной организации трудовое увечье или профессиональное заболевание; - инвалиды Великой Отечественной войны и боевых действий по защите Отечества; - работники, повышающие квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы; - другие категории работников, предусмотренные коллективным договором. Есть еще ряд федеральных законов, дающих преимущественное право на рабочее место для: -граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей на работе, куда они поступили впервые после увольнения с военной службы, а также одинокие матери граждан, проходящих военную службу по призыву; -авторы изобретений; -лица, перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, вызванные последствиями чернобыльской катастрофы и связанные с лучевой нагрузкой. Лицам, получившим инвалидность в результате чернобыльской катастрофы. Участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в зоне отчуждения в 1986 - 1990 годах. Лица, эвакуированные из зоны отчуждения; -лица, подвергшиеся радиационному воздействию в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр).

Рекомендация эксперта
Если проводится сокращение должности, которую занимает несколько работников (в том числе и ваш муж), имеет смысл выяснить - учитывалось ли преимущественное право вашего мужа на рабочее место.

Если речь идет о сокращении, то исключительно только тот факт, что Вы находитесь в отпуске по уходу за ребенком, значения при сокращении не имеет. Этот факт может рассматриваться при определении преимущественного права на оставление на работе при сокращении. Как известно, предпочтение отдается работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. Если же работники по этому показателю равны, то учитываются и другие факторы, в том числе наличие иждивенцев и пр. При сокращении должны предлагать все вакансии с учетом квалификации работника, а также нижестоящие должности. Перевести при сокращении на нижестоящую должность могут только с согласия Вашего мужа.

Указанное Вами основание не может являться препятствием увольнения по инициативе работодателя.

В том случае, если на предприятии производится сокращение штата, то при определении преимущества оставления на работе, работодатель обязан учесть такие сведения. И именно в таком случае, если последует увольнение, Ваш супруг имеет право оспорить решение работодателя, где доказывать, что именно он имеет преимущество перед остальными работниками. Тогда и будет проверена законность и обоснованность решения работодателя. Обжаловать можно как в органы инспекции труда, так и в судебном порядке.

Новый порядок увольнения отца ребенка в возрасте до 3 лет в связи с сокращением численности или штата работников организации

Опубликовано в журнале "Кадры предприятия" №2 год - 2012

Л.А. Тимофеева,
эксперт журнала
«Кадры предприятия»

Спустя месяц с момента вынесения Постановления по делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик (от 22.11.2011 № 25-П), которым взаимосвязанные положения части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были признаны не соответствующими Конституции РФ, ее статьям 7 (часть 1), 19 (часть 2), 37 (часть 1), 38 (часть 1) и 55 (часть 3) в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования ими допускается увольнение с государственной гражданской службы одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет, в связи с сокращением замещаемой должности по инициативе представителя нанимателя, Конституционный Суд РФ вынес очередное постановление, связанное с сокращением штата или численности работников.

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15.12.2011 № 28-П по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина А.К. Остаева, по сути, внесено очередное изменение в правовое регулирование трудовых отношений в связи с сокращением численности или штата работников. И хотя оно пока не получило нормативного закрепления в виде изменений в Трудовой кодекс РФ, тем не менее, существенно осложнило и без того сложную процедуру расторжения трудовых договоров в связи с сокращением численности или штата работников.

Поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде РФ явилась жалоба гражданина, а основанием к рассмотрению дела – обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ оспариваемое заявителем законоположение.

Всем сотрудникам кадровых служб известно содержание части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ, согласно которой расторжение трудового договора с женщинами, имеющими детей в возрасте до 3 лет, одинокими матерями, воспитывающими ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет), другими лицами, воспитывающими указанных детей без матери, по инициативе работодателя не допускается (за исключением увольнения по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 5–8, 10 или 11 части первой статьи 81 или пунктом 2 статьи 336 ТК РФ).

Конституционность этого законоположения была оспорена отцом троих малолетних детей, один из которых не достиг 3-летнего возраста, а другой является инвалидом. Жена заявителя, осуществляющая уход за детьми, не работала, а сам он 01.06.2010 был уволен с занимаемой должности по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой статьи 81 Трудового кодекса РФ (сокращение численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя).

Полагая, что его увольнение было необоснованным и незаконным, а запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя должен распространяться и на мужчин – отцов, имеющих детей в возрасте до 3 лет (тем более в ситуации, когда мать в связи с уходом за детьми не работает), гражданин обратился в районный суд города Москвы с иском к работодателю о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, недополученного заработка и компенсации морального вреда.

Отказывая в удовлетворении его исковых требований, Савеловский районный суд города Москвы в решении от 31.08.2010, оставленном без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 26.11.2010, указал, что трудовой договор с ним был расторгнут в соответствии с требованиями законодательства без нарушений процедуры со стороны работодателя и что истец не входит в круг лиц, которым предоставляется гарантия, предусмотренная частью четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ.

В связи с неудовлетворительным исходом судебных дел гражданин обратился с жалобой в Конституционный Суд РФ, в которой ссылался на неконституционность части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ в том, что она не предоставляет отцу ребенка, не достигшего 3-летнего возраста, возможности пользоваться такими же гарантиями при увольнении по инициативе работодателя, какие предоставлялись бы в аналогичной ситуации матери этого ребенка, при том что
Конституция РФ наделяет их равными правами и возлагает на них равные обязанности по содержанию и воспитанию детей. Лишение отца равного с матерью права на дополнительные гарантии при увольнении противоречит, по мнению заявителя, Конституции РФ, в том числе ее статьям 7 (часть 2), 19 и 38 (части 1 и 2), приводит к дискриминации по признаку пола, не согласуется с требованиями Конвенции МОТ «О равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями» (пункт 1 статьи 1 и статья 4) и, кроме того, ставит многодетные семьи, в которых матери осуществляют уход за детьми в возрасте до 3 лет и в трудовых отношениях не состоят, в неблагоприятное положение с точки зрения защиты от снижения жизненного уровня.

Анализируя содержание оспоренной нормы, Конституционный Суд РФ исходил из следующего.

Согласно Конституции РФ политика Российской Федерации как социального государства направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; материнство и детство, семья находятся под защитой государства; мужчины и женщины имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 7; статья 19, часть 3; статья 38, часть 1). Приведенным положениям Конституции РФ, обусловливающим необходимость обеспечения – на основе общепринятых в социальных государствах стандартов – родителям и другим лицам, воспитывающим детей, возможности достойно выполнять соответствующие социальные функции, корреспондируют требования Конвенции о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989), которая, исходя из принципа приоритета интересов и благосостояния детей во всех сферах жизни, обязывает подписавшие ее государства принимать все законодательные и административные меры к тому, чтобы обеспечить детям необходимые для их благополучия защиту и заботу, принимая во внимание права и обязанности родителей, опекунов и других лиц, несущих за них ответственность по закону (пункт 2 статьи 3), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, который требуется для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27), с учетом того, что родители или другие лица, воспитывающие ребенка, несут основную ответственность за создание в пределах своих способностей и финансовых возможностей необходимых для этого условий (пункт 2 статьи 27).

Государственная поддержка семьи, материнства, отцовства, детства, направленная в том числе на повышение уровня рождаемости (за счет рождения в семьях второго и последующих детей) как важного условия сохранения и развития многонационального народа России, в настоящее время приобретает особую социальную значимость и является приоритетной задачей демографической политики Российской Федерации, а следовательно, предполагает наличие правовых механизмов, которые обеспечивали бы институту семьи эффективную защиту, адекватную целям социальной и экономической политики Российской Федерации на конкретно-историческом этапе, а также уровню экономического развития и финансовым возможностям государства.

Осуществляя на основе предписаний статей 7 и 38 (часть 1) Конституции РФ и соответствующих международно-правовых обязательств Российской Федерации правовое регулирование общественных отношений в этой сфере, являющееся предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (статья 72, пункт «ж» части 1 Конституции РФ), законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе конкретных мер защиты семьи, материнства, отцовства и детства, определении условий и порядка их предоставления. Вместе с тем он связан требованиями Конституции РФ, которые обязывают его обеспечивать баланс между конституционно защищаемыми ценностями, публичными и частными интересами, соблюдая при этом принципы справедливости, равенства и соразмерности, выступающие конституционным критерием оценки законодательного регулирования не только прав и свобод, закрепленных непосредственно в Конституции РФ, но и прав, приобретаемых на основании закона.

Как неоднократно отмечал Конституционный Суд РФ, Конституция РФ, в том числе ее статьи 17 (часть 3), 19 и 55 (часть 3), допускает существование различий в правах граждан в той или иной сфере правового регулирования, если такие различия объективно оправданны, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им; критерии (признаки), лежащие в основе установления специальных норм, должны определяться исходя из преследуемой при этом цели дифференциации в правовом регулировании.

Соответственно, при установлении гарантий государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств.

Конституция РФ гарантирует свободу труда, право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (статья 37, часть 1).

Конституционный принцип свободы труда, который в трудовых отношениях проявляется прежде всего в договорном характере труда, обусловливая свободу трудового договора, вместе с тем предполагает обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, реализуя свои способности к труду (Постановление Конституционного Суда РФ от 27.12.1999 № 19-П).

По смыслу приведенной правовой позиции, равные возможности как при вступлении в трудовые отношения, так и в процессе трудовой деятельности должны создаваться и для граждан – родителей малолетних детей, что в силу статьи 37 (часть 1) Конституции РФ во взаимосвязи с ее статьями 7 (часть 2) и 19 предполагает установление на законодательном уровне для таких работников ряда гарантий и льгот, которые позволяли бы им наравне с другими гражданами реализовать свое конституционное право на труд без ущерба для надлежащего выполнения обязанности по воспитанию детей (статья 38, часть 2 Конституции РФ).

Конституционный Суд РФ в ряде своих решений, в частности в Постановлении от 24.01.2002 № 3-П, исходя из положений статей 7, 37 (часть 1) и 38 (части 1 и 2) Конституции РФ подтвердил право законодателя предусмотреть определенные гарантии и льготы для работников, которые вследствие необходимости особого ухода за детьми не могут в полном объеме наравне с другими выполнять предписанные общими нормами обязанности в трудовых отношениях, в том числе ограничить возможность их увольнения по инициативе работодателя. Вместе с тем, как указывал Конституционный Суд РФ, при установлении для отдельных категорий работников более высокого по сравнению с обычным уровня гарантий защиты от увольнения и возложении в связи с этим на работодателей дополнительных обязанностей либо ограничений должен обеспечиваться баланс конституционных прав работников, включая право на государственную поддержку материнства и детства, и конституционных прав работодателей на осуществление предпринимательской и иной экономической деятельности и на распоряжение собственностью, предполагающих наличие у них ряда конкретных правомочий, которые позволяют в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала); такой баланс является необходимым условием гармонизации трудовых отношений в Российской Федерации как социальном правовом государстве и составляет правовую основу справедливого согласования прав и интересов работников и работодателей.

К числу гарантий, предоставляемых лицам с семейными обязанностями, Трудовой кодекс РФ относит, в частности, ограничение возможности направления их в командировки, привлечения к работе в ночное время, к сверхурочной работе, к работе в выходные и нерабочие праздничные дни, предоставление отпусков по уходу за ребенком (статьи 256, 259, 264 и др.), а также запрет расторжения трудового договора по инициативе работодателя (за исключением увольнения по такому основанию, как ликвидация организации либо прекращение деятельности индивидуальным предпринимателем, а также по основаниям, связанным с виновным поведением работника), распространяющийся на женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, а также на иных лиц, включая отца ребенка, если они воспитывают детей указанного возраста без матери (часть четвертая статьи 261).

Опираясь на правовые позиции, сформулированные им ранее, Конституционный Суд РФ в Определении от 04.11.2004 № 343-О пришел к выводу, что часть первая статьи 261 Трудового кодекса Российской Федерации, устанавливающая запрет увольнения по инициативе работодателя (за исключением случаев ликвидации организации) беременных женщин, относится к числу специальных норм, предоставляющих беременным женщинам повышенные гарантии по сравнению с другими нормами данного Кодекса, регламентирующими вопросы расторжения трудового договора, – как общими, так и предусматривающими особенности регулирования труда женщин и лиц с семейными обязанностями; по своей сути она является трудовой льготой, направленной на обеспечение поддержки материнства и детства; такого рода повышенная защита предоставляется беременным женщинам как нуждающимся в особой социальной защищенности в сфере труда, она обусловлена необходимостью предотвращения возможных дискриминационных действий недобросовестных работодателей, стремящихся избежать в дальнейшем предоставления установленных законодательством в связи с материнством гарантий и льгот, а также трудностями поиска работы, с которыми сталкивается беременная женщина.

Гарантия, закрепленная в части четвертой статьи 261 Трудового кодекса РФ, ограничивает возможность увольнения по инициативе работодателя женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, и других лиц, воспитывающих детей того же возраста без матери. Введение для данных категорий работников с семейными обязанностями повышенного уровня защиты от увольнения направлено на обеспечение им действительно равных с другими гражданами возможностей для реализации прав и свобод в сфере труда, что обусловлено объективно существующими трудностями, с которыми сталкиваются женщины, стремящиеся сочетать трудовую деятельность с выполнением материнских функций, а также те, кто, воспитывая ребенка в возрасте до 3 лет без матери и тем самым восполняя в той или иной степени отсутствие материнской заботы, принял на себя всю полноту ответственности за его благополучие и всестороннее развитие.

Конституция РФ, гарантируя мужчине и женщине равные права и свободы и равные возможности для их реализации (статья 19, часть 3), предопределяет необходимость коррекции на законодательном уровне условий осуществления ими прав в сфере труда и занятости, с тем чтобы устранить возможное неравенство работников, обусловливаемое наличием в семье малолетних детей, реально существующим распределением семейных обязанностей и достаточно распространенным отношением работодателей к женщинам, имеющим детей (особенно в возрасте до 3 лет), как к менее эффективным работникам.

Могут ли уволить, если в семье есть ребенок младше трех лет

Чтобы иметь уверенность в сохранении своего рабочего места, полезно знать, могут ли уволить человека, если ребенку нет 3 лет. Знание законодательных актов позволит отстаивать свои права в случае попытки расторгнуть трудовые отношения.

В каких случаях работодатель может уволить такого подчиненного?

Могут ли уволить отца с работы если ребенку нет 3 лет

Начальник может уволить или сократить человека по своей инициативе только в некоторых случаях, утвержденных ТК РФ:

  • трудовое соглашение закончило свое действие;
  • подчиненный сам желает уйти с работы;
  • не пройден испытательный срок;
  • расформирование предприятия.

Кроме этого, у директора есть право уволить сотрудника по своей инициативе при однократном грубом неисполнении трудовых обязанностей. А в соответствии со ст.336 ТК РФ, если человек работает воспитателем или учителем, то его можно уволить по факту грубого отношения с детьми.

Важно! Если начальник не уволил подчиненного с маленьким ребенком по истечении временного трудового договора, то его действие продолжается.

Какие действия относятся к нарушению трудовых обязанностей?

Если подчиненный грубо нарушил свои обязанности на работе, то его можно уволить, даже если у него есть ребенок, которому не исполнилось 3 года (п.6, ст.81 ТК РФ). В этом случае прекратить действие трудового соглашения можно даже с матерью или отцом-одиночкой.

Могут ли уволить отца с работы если ребенку нет 3 лет

К серьезным нарушениям обязанностей относятся следующие действия:

  1. Приход на работу в состоянии наркотического (или алкогольного) опьянения.
  2. Воровство или растрата на рабочем месте.
  3. Разглашение важных данных, государственной тайны (в том числе личных данных своих коллег без их согласия).
  4. Нарушение безопасности, повлекшее аварию в организации.

Дополнительно к этому возможно увольнение по инициативе руководства по факту прогула.

Неявкой считаются следующие случаи:

  1. Человек не появился на работе в течение 4 часов с начала смены, уважительных причин при этом нет.
  2. Сотрудник за целый день не появился на работе без объяснений.

Следует помнить, что доказательства отсутствия по уважительной причине можно предоставить уже после пропуска работы. Следующие причины могут быть уважительными:

  • участие в забастовке;
  • родственника сотрудника увезли в больницу;
  • чрезвычайная ситуация (пожар, ураган, землетрясение);
  • болезнь;
  • сдача крови (и другие медицинские обследования).

Таким образом, если человек не пришел на работу, но потом предоставил справку из поликлиники или написал в объяснительной причину задержки, то его не должны увольнять.

В каких случаях увольнение таких подчиненных не допускается?

Могут ли уволить отца с работы если ребенку нет 3 лет

Важно знать, можно ли уволить человека, если его ребенку нет 3 лет, во время аттестации или на основании уменьшения штата работников.

Согласно ст.261 ТК РФ, расторгнуть контракт с сотрудником, имеющим нескольких детей (или 1 ребенка), которым нет трех лет, по желанию руководителя нельзя. Под этот закон попадает проведение аттестации (проверка на соответствие занимаемой должности) и сокращение штата подчиненных. Из этого следует, что проводить аттестацию для людей с маленькими детьми имеет смысл только при повышении квалификации сотрудника.

Какие выплаты положены подчиненному?

Уволенной сотруднице (или сотруднику) положены те же компенсации, что и обычному подчиненному, даже если расторжение трудового контракта происходит на основании нарушения трудовых обязательств. Дополнительно к этому человек может получить такие выплаты:

  1. Среднемесячную зарплату за 2-й или 3-й месяцы с момента ухода из фирмы, если подчиненный к этому времени не нашел новую работу.
  2. Возмещение за сокращение, если сотрудник ушел из организации досрочно.

Кроме этого, если человек успевает зарегистрироваться в центре занятости населения в период 14 суток с момента сокращения, то он может рассчитывать на получение 1 средней зарплаты за месяц.

Страницы: 1

  • Список форумов
  • ::Актуальные вопросы
  • :: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Здраствуйте. Помгоите пожалуйста советом. Мужа хотят уволить по сокращению, у нас ребёнок до трёх лет, я не работаю по уходу за ним. Могут ли его уволить?И как нам действовать лучше? СПАСИБО. Очень жду ответа

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

Могут уволить так как запрет на увольнение отдельных категорий работников при сокращении численности или штата распространяется на многодетных отцов.

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

"Главная книга", 2012, N 4

Re: Здраствуйте. Помогите советом. Мужа хотят уволить по сокращению. У нас маленький ребёнок.

"Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ
(ред. от 12.11.2012)

1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars (Пока оценок нет)
Загрузка...
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

− 5 = 5

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:


map